2 июля в Государственной Думе встречали вновь назначенного министра культуры Александра Авдеева. Это был «Правительственный час» с блоком вопросов по культуре и средствам массовой информации. Поскольку новый министр в своих публичных высказываниях отражает мысли и чаяния большинства россиян, недовольных засилием массовой, примитивной, отупляющей телевизионной, книжной, музыкальной и прочей, якобы культурной, продукции, представляем вниманию наших посетителей фрагмент стенограммы с этой встречи.
Тема: О приоритетах государственной политики в сфере культуры и мерах, принимаемых правительством Российской Федерации, по их реализации.
Председатель (О.В. Морозов). Информацию представляет министр культуры Российской Федерации Александр Алексеевич Авдеев. Пожалуйста, на трибуну.
Авдеев А.А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы!
Благодарю вас за приглашение принять участие в «правительственном часе» и выступить перед вами.
Работаю в должности немного, полтора месяца. Срок небольшой, но в то же время достаточный для уяснения проблем и выстраивания приоритетов в сфере культуры. Культура находится сегодня в непростом положении. В кризисные 90-е годы она подверглась ударам, от которых до сих пор не оправилась. Это недофинансирование, разрыв единого культурного пространства, кадровые потери, отъезд многих деятелей культуры за рубеж, это перебои в комплектовании книжных фондов библиотек и многое другое.
Выздоровление культурной сферы началось позже, и идёт, скажу откровенно, медленно. Нас эти темпы не удовлетворяют. Если дальше так пойдёт, от потрясений в 90-е годы культура будет приходить в себя не один десяток лет.
Сегодня появились возможности больше средств направлять на развитие культуры. Хотел бы в этой связи поддержать призыв единой Европы удвоить бюджет на культуру за три года в два раза. Хочу, во-первых, поблагодарить фракцию и сказать, что не будет проблемы с наполняемостью бюджета, если вы нам увеличите его в два раза. У нас есть большой список объектов, проблем для финансирования. И бюджет, если он будет увеличен в два раза, а это примерно 118-120 миллиардов, уверяю вас, будет исполнен, список проектов уже находится в министерстве.
Для общества является особо важным конституционное положение об обеспечении равного доступа всех граждан к культурным благам. Несколько слов на эту тему. Субъекты Российской Федерации различны между собой по уровню социально-экономического развития. В Ханты-Мансийском автономном округе одни возможности, в Туве — другие, в Нечерноземье — третьи.
Это обстоятельство учитывается в нашей федеральной целевой программе. Разумеется, житель города-миллионника и села, к сожалению, всегда будет находиться в неравном положении. Однако ненормальная ситуация, при которой многие из 38 миллионов, подчеркиваю, 38 миллионов жителей села, ни разу в жизни не были в театре или на концерте. Не нормально, что 25 процентов сельских населенных пунктов вообще лишены библиотечного обслуживания.
Ну, есть у нас села и деревни, в которых живут 3, 5, 7, 8 человек, но они могут быть на библиотечном обслуживании, если библиотеки находятся в радиусе 15-20 километров. Однако и в этой ситуации библиотечного обслуживания лишена четверть сельского населения.
Кинопрокат, который недостаточно развит в стране в целом, до сельской местности практически не добирается. В стране ощущается нехватка концертных и театральных залов.
Строительство сети дорог, повышение уровня оплаты труда, особенно низкооплачиваемым категориям работников, это тоже действия, направленные на выравнивание возможности доступа граждан к культурным благам.
Уровень культуры села — это сегодня сфера повседневной ответственности не только муниципальных властей, с точки зрения выравнивания политических приоритетов, создания комфортных условий жизни для людей, это прямая совместная ответственность федеральных и региональных властей, тем более что сегодня она утверждена законом о разграничении полномочий.
Теперь о качестве и объеме культурных благ в распоряжении россиян.
Самыми востребованными являются услуги библиотек. Ежегодное число посетителей библиотек намного превышает число посетителей всех зрелищных учреждений.
Больше года назад президент страны поставил задачу поднять библиотечное обслуживание на качественно новый уровень. При этом приоритетными задачами являются две — комплектование книжных фондов и компьютеризация.
На сегодняшний день компьютерами оснащены только 15 процентов всех библиотек, а выход в Интернет имеет только 9 процентов. Оцифровка книжных фондов позволяет создать виртуальные читальные залы в крупных библиотеках и библиотеках других уровней.
Москвичам уже доступны многие издания, хранящиеся в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Так что параллельно с созданием президентской библиотеки и ее филиалами в субъектах Федерации развивается вся библиотечная сеть страны.
Развивается, но, к сожалению, медленно и есть проблемы.
Я недавно посетил несколько областей: Тверскую, Архангельскую и убедился в беседах с руководителями библиотек, что не всем по карману оцифровка. Оцифровка происходит в центральных библиотеках, потом организуются читальные залы. Но читатель в библиотеках привык, он любит, ему приятно держать в руках живую книгу с любимым шрифтом, с любимыми иллюстрациями. Понимаете? Оцифрованный голый экранный текст не даёт такого читательского удовольствия, как живая книга.
Поэтому руководители районных, областных библиотек говорят, что нам интереснее всё-таки параллельно с электронными возможностями читальных залов получать живую книгу. Причём, живая книга должна быть не только самая дешёвая и распределяться по конкурсу, я ниже скажу о конкурсной системе, она имеет свои пороки, потому что мы вынуждаем библиотеки покупать самое дешёвое, а самое дешёвое это у нас низкопробная бульварно-вокзальная литература. Понимаете? А заставляют библиотеки набирать именно эту литературу — вот наша конкурсная система и наши лимиты в стоимости, потому что по конкурсу выигрывает тот, кто дешевле продает книги, а они, как правило, повторяю, низкопробные.
Вторая проблема, это проблема авторского права, потому что через цифру тексты книг попадают в областные библиотеки, а могут попадать и в районные библиотеки. Но эти библиотеки не имеют права тиражировать, потому что авторское право запрещает им тиражирование. Оно считается незаконным, подпольным и нарушением интеллектуального права.
Эту проблему надо решить, разумеется, на законодательном уровне, потому что по технологиям мы цифру приближаем к читателю, а по праву мы читателю не даем возможность взять книгу на дом оттиражированную, поскольку здесь законодательные препятствия.
В последнее время средства, направляемые на пополнение книжных фондов, заметно выросли, благодаря в том числе усилиям депутатов Госдумы.
На комплектование фондов муниципальных библиотек в текущем году выделяется 300 миллионов рублей. Это маленькая сумма. В 2009 году — 450, а в 2010 году (через два года) уже миллиард 151 миллион рублей (эта цифра более-менее приличная).
Ещё один приоритет сферы библиотечной работы — это совершенствование работы библиотек для людей с ограниченными возможностями, прежде всего, инвалидов по зрению. В этом направлении мы тесно сотрудничаем с соответствующими общественными организациями, депутатами Госдумы.
Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить депутата Олега Николаевича Смолина за его инициативы и сотрудничество с нами, подвижничество в этом деле.
Трудно переоценить сегодня роль музеев. Поэтому весь спектр проблем музейной работы является приоритетом министерства и общества.
В этом году должна завершить работу Комиссия по проверке сохранности музейных фондов, созданная в августе 2006 года по поручению президента. В ходе работы комиссии удалось выявить и исправить много недоработок в числе учёта музейных предметов.
Также решаются, хотя и медленно, вопросы, связанные с сохранностью сокровищ, входящих в государственный фонд. Речь идёт об охранной сигнализации, о маркировке, о грамотном технологическом современном учёте.
По итогам работы комиссии министерство предложит государственную программу строительства фондохранилищ.
У нас до сих пор большинство музеев расположено в неприспособленных строениях, часто в культовых зданиях, которые мы должны вернуть церкви. Условия экспонирования и хранения оставляют желать лучшего.
Средняя потребность современных фондохранилищ только для федеральных музеев это 200 тысяч квадратных метров, для региональных музеев это 500 тысяч квадратных метров. То есть для того чтобы отстроить только федеральные фондохранилища, нам потребуется сумма в 18 миллиардов рублей. Но ведь большие, огромные ценности находятся в областных музеях.
Выход видится в том, чтобы создать на уровне субъектов Федерации, на уровне области единое фондохранилище, в котором грамотно, цивилизованно, при сохранении температурного режима хранить ценности всех музеев данной области. Вот такой опыт мы сейчас будем проводить в Архангельской области.
Перспективы развития музеев в целом благоприятные.
К 100-летнему юбилею приурочена обширная программа развития музея имени Пушкина. Создаётся целый музейный квартал, который позволит значительно расширить экспозиции Государственного исторического музея, это музея на Красной площади. Рассчитываем, что к 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года там можно будет создать обширную уникальную экспозицию, посвященную подвигу народа. Новые площади получит Эрмитаж в здании Генерального штаба на Дворцовой площади.
Одним из главных направлений работы министерства является работа по сохранению недвижимых памятников истории и культуры. Постоянно из года в год говорится о нехватке бюджетных средств, направляемых на реставрацию, консервацию памятников. Это действительно так. Однако я должен сказать, что государство использует появляющиеся у него возможности и объём средств, выделяемых на реставрацию, и этот объём растёт. В текущем году это полмиллиарда, в последующие годы будет выделяться до миллиарда рублей на реставрацию.
Должен сказать, что с реставрацией у нас положение бедственное, потому что распались знаменитые школы российских реставраторов, российских до революции, советских. Это были мощнейшие школы реставрации, я сказал бы, лучшие в мире. А сегодня они не существуют. Рынок съел этих людей, кто-то ушёл на пенсию, кто-то ушёл в рынок, а в рынке необходима быстрая реставрация. Быстрая реставрация некачественная, как правило, к сожалению. К сожалению, школа реставрации у нас почти потеряна.
Поэтому я поддерживаю предложение многих депутатов Государственной Думы о том, что необходимо воссоздать в Питере и в Москве, может быть, головные сильные организации реставраторов с повышенной зарплатой, с прекрасными техническими возможностями, чтобы они вытягивали своей работой всю реставрационную отрасль. Иначе мы потеряем и памятники культуры, и не отреставрируем музейные ценности.
Кстати, должен заметить, что среди 80 миллионов музейных ценностей, находящихся в сводном списке, 10 миллионов требуют срочной реставрации, а реставрировать порой некому.
Основная проблема сегодня — сохранение памятников исторической застройки в условиях бурно развивающегося нового строительства в городах. Участились случаи, когда получение финансовой выгоды, ради получения выгоды безнаказанно сносятся или неузнаваемо перестраиваются памятники истории и культуры.
Вопрос стоит очень остро. Потеря времени ведёт к невосполнимым затратам.
Существует законодательная нормативная база. Она обеспечивает порядок, если её соблюдать. Однако вот на прошлой неделе, и это хорошее дело, Госдума во втором чтении приняла закон о передаче полномочий по принятию подзаконных актов от правительства в Министерство культуры. Это решение позволит более оперативно принимать меры по устранению правовых пробелов.
Ещё один приоритет — совершенствование образования в сфере культуры и искусства. Много вопросов на эту тему. Должны ли мы слепо следовать Болонскому процессу или должны сохранить свою уникальную художественную школу воспитания творческих работников? Ответ один. У нас замечательные национальные традиции в сфере художественного воспитания. Болонский процесс направлен скорее на достижение эквивалентов дипломов, а свою школу художественного воспитания, безусловно, мы должны сохранить, не подстраивая её под менее удачные школы в Западной Европе.
Образование в детских школах искусств нельзя считать только дополнительным. Это первая ступень подготовки обладающих особыми талантами детей. Поэтому условия оплаты труда педагогов в этих школах не могут отличаться в худшую сторону от условий оплаты труда учителей в общеобразовательных школах.
Должен быть законодательно закреплён статус не типовых образовательных учреждений при вузах. Вот, при физтехе есть школа молодых талантливых школьников-математиков, и она хорошо работает, и обычно её выпускники поступают в физтех.
А при Московской консерватории тоже есть такая музыкальная школа, но в ней работники этой школы получают меньше зарплату, чем преподаватель пения в обычной школе. Преподаватель, который учит талантливых детей, музыкально одарённых детей получает меньше, подчёркиваю, чем преподаватель пения в обычной школе.
Во-вторых. Необходимо решить вопрос о предоставлении возможности гражданам получать второе высшее образование бесплатно. У нас есть музыканты, которые хотят стать дирижерами, получить второе образование. Выдающиеся музыканты. Мы не можем с них за это брать деньги.
У нас есть музыканты, которые становятся композиторами, должны пройти второе образование, мы не можем с них за это брать деньги.
Режиссёры. Актёры становятся режиссёрами, у нас многие выдающиеся актёры стали выдающими режиссёрами. Я их вижу даже в этом зале. Однако с них надо сейчас брать огромные деньги за второй диплом, это несправедливо, это надо отменить.
Необходимо урегулировать вопрос о правовом статусе послевузовского профессионального образования. У нас по ранжиру, по правилам, послевузовское образование должно закончиться кандидатской диссертацией, она не нужна музыканту, она не нужна профессору музыкальной консерватории, она не нужна человеку, который заканчивает аспирантуру во ВГИКе. Не диссертация нужна, а нужен творческий продукт, и мы должны судить о степени зрелости того или иного творческого работника, окончившего аспирантуру, не по его диссертации, это надо отменить или просьба отменить, а по тому интеллектуальному продукту, который он выдаёт в результате своей учёбы.
Низкая оплата труда. Я привлёк внимание президента страны к этой проблеме в ходе первой же встречи. Если так будет продолжаться, мы потеряем целое поколение кадров отрасли. Молодёжь не идёт работать в учреждения культуры, причём, не идёт в ключевые учреждения: архивы, библиотеки, музеи.
Взять хотя бы такой головной музей, как музей Пушкина в Москве, там уже практически нет специалистов по Рембрандту, специалистов по Ван Дейку, специалистов по Ренессансу. Почему? Потому что это были знаменитые специалисты, которые сейчас выходят на пенсию, а молодое поколение уходит в частные галереи, там платят гораздо выше. Поэтому у нас лакуны, пустоты, образуются даже в ведущих музеях, и нет специалистов мирового имени.
Сейчас мы перейдём, с 1 декабря, на отраслевую заработную плату. Перейдут все отрасли одновременно, не только культура. Срок — 1 декабря. Ориентировочно задан следующий параметр, что во всех отраслях с переходом на отраслевую заработную плату нужно повысить зарплату на 30 процентов. Для этого Министерству культуры могут дать дополнительно 1,5 миллиарда на фонд заработной платы, и всё.
Но этим проблему мы не решим, потому что средняя заработная плата в сфере культуры в два раза ниже средней заработной платы по России. Вот я был в Тверской области: в районном музее директор получает четыре тысячи, экскурсовод получает 1700.
Нам нужно, я обращаюсь с просьбой к депутатам, чтобы только на отраслевую заработную плату нам выделили не полтора миллиарда, а 12 миллиардов, тогда мы подтянем зарплаты под уровень других отраслей, и тогда прекратится утечка кадров, позорная утечка кадров из сферы культуры. И второе: эти деньги должны идти параллельно с бюджетом на культуру, а не из бюджета культуры.
Кино. В текущем году исполняется сто лет со дня показа первого отечественного игрового фильма. Отмечать эту дату предполагаем широко, есть специальная программа. В последние годы российская кинематография демонстрирует одни из самых высоких темпов в Европе. Кинопродукция наша увеличивает своё присутствие на экранах, теснит иностранные ленты, не очень теснит, но теснит. Доля отечественных фильмов в общих кассовых сборах составила 20, почти 30 процентов. По этому показателю Россия уступает в Европе место только Франции, но это всё равно мало. Вот в Америке доля кассовых сборов со своих американских фильмов составляет 50 процентов, а у нас 30. Значит, 70 процентов — это всё-таки доход с проката низкопробной, амортизировавшейся уже несколько раз американской продукции, которую почти бесплатно вываливают на наш рынок.
Ориентир для нас — половина доходов за кинопрокат должна идти с проката отечественных фильмов.
В этом году мы предполагаем принципиально изменить форму руководства и финансирования кинопроизводства, выделив два главных момента. Государство — первое -будет стимулировать кинопроекты, несущие идеи гуманизма, духовности, патриотизма и другие нравственные ценности народов России.
Вот это государство будет стимулировать через национальный заказ. Не через конкурс, а через национальный заказ. И будем приглашать выдающихся наших режиссёров, выдающихся кинооператоров, лучшие кинокоманды для того, чтобы они делали национальный фильмы, те, которые востребованы в обществе. С этой целью с 2009 года будет размещаться госзаказ со значительными объёмами финансирования. При этом предусматривается и особый порядок формирования тематики.
Во-вторых, начнётся выполнение программы создания цифровых кинотеатров и киномобилей. Это вообще будет революция в кинопроизводстве, потому что не надо будет эти пудовые бабины с кинофильмами гонять по всей стране, от этого страдают клубы, потому что это дорого. Кроме того, очень удешевляется тиражирование, надо будет делать небольшую дискетку для профессионального просмотра, а не километры плёнки, которая хрупкая и портится.
Если не предпринять энергичных действий в кинопроизводстве, то в ближайшие пять лет 85 миллионов человек, то есть 60 процентов населения России, не смогут рассчитывать на качественное кинообслуживание.
Необходимо расширять и укреплять сеть зрелищных организаций. Почти половина регионов не имеет детских театров. Только в шести городах есть полный набор театров — оперы и балеты, комедии, драматический, тюзы, театры кукол. По нашим данным количество взрослых, побывавших хотя бы один раз на театральных спектаклях, составляет 26 процентов. Что делать? Необходимо строить площадки, нужна государственная поддержка гастролям. Никакая цифра, отцифровка, никакое телевидение не поможет живому общению зрителя с актёром. Мы должны огромные деньги тратить на гастроли. Я встречался с руководителями многих московских театров, для них гастроли — это праздник, для них гастроли — это кислород, для них гастроли — стимул работать дальше. Надо ездить в глубинку, ездить в районные города и показывать живое театрально-зрелищное искусство, без этого мы не обойдёмся.
Я заканчиваю. Последнее и самое сложное — это 94-й закон, потому что в культуре он не работает, иногда он доводится до абсурда. Вот пришёл Калягин, наш известный, так сказать, режиссёр, руководитель Союза театральных деятелей. Ему надо провести юбилей собственного театра, а ему говорят: вы должны объявить конкурс и в конкурсе должны участвовать другие театры, иначе он не может.
Или вот фестиваль Никиты Михалкова, он закончился. В этом году был блестящий фестиваль, лучший, может быть, за все последние годы. Никита Михалков в авральном порядке начинает организовывать свой фестиваль не загодя, не за год, а где-то с апреля-марта. Почему, потому что до апреля-марта он должен провести конкурс. И каждый год этот самый конкурс. Конкурс запаздывает, деньги запаздывают, и дальше аврально они проводят кинофестиваль. А он не может пригласить выдающихся деятелей кино на фестиваль, потому что надо заранее с ними договариваться о гонорарах, а он даже не знает, какие суммы у него будут.
Поэтому надо такие крупные события, как фестиваль, допустим, Михалкова, делать так, чтобы конкурс устраивать раз в три-четыре года, и дать возможность нашим фестивалям, а это гордость нашего киноискусства, заниматься нормальной работой, в нормальном ритме и в здоровой обстановке.
Ещё одна проблема — автономного учреждения. Надо не медлить, но и не форсировать перевод библиотек, музеев и архивов на автономный режим. В богатых регионах это сделать легче. К ним прикрепляют спонсора, к ним прикрепляют, извините меня за банальность, какую-то трубу одну — газовую или нефтяную, — и они быстрее переходят на автономный режим. А в Нечерноземье очень тяжело перевести музей или библиотеку на автономный режим самоуправления, потому что, как она будет деньги зарабатывать? Спонсора нет. Большая проблема. Её надо решать, не торопясь, но и не форсируя.
Уважаемые депутаты, благодарен вам за внимание. И что-то неизбежно осталось за пределами доклада. Постараюсь ответить на ваши вопросы. И в целом спасибо Госдуме за внимательное, пристальное отношение и помощь российской культуре.