Вчера, 5 августа, Олег Смолин не сдержался и позвонил в прямой эфир программы «Время гостей» радиостанции «Свобода», где в это время председатель Центризбиркома Владимир Чуров убеждал ведущего и радиослушателей в свободности и демократичности прошедших в России выборов.
(Фрагмент программы. Ведущий — Данила Гальперович)
Данила Гальперович: Вот звонок, который я сейчас выведу в эфир, такие звонки я обожаю – это звонки профессионалов. Олег Смолин, депутат Государственной Думы, здравствуйте. Пожалуйста, ваш вопрос нашему гостю.
Олег Смолин: Добрый вечер. Я сначала хочу сказать, что пять раз побеждал в одномандатных округах в городе Омске и один раз выдвигался по партийному списку в городе Москве. Как участник событий, я стопроцентно берусь утверждать, что с каждыми выборами политической свободы становится всё меньше.
А вопрос мой очень простой. Я дважды голосовал в Москве в открытых кабинах. Притом, что я постоянно слышу, что люди стали бояться участвовать в политических выборах, если они не голосуют за правящую партию. Скажите, соответствуют ли Конституции открытые кабины, Конституции, которая утверждает, что у нас тайное голосование? Спасибо.
Владимир Чуров: Соответствуют. Потому что в Конституции не написано: должны быть кабины открытыми или закрытыми. Важно, чтобы была соблюдена тайна голосования, чтобы никто не посмотрел, как вы ставите отметку… Кстати, коллега Смолин, мы с вами были вместе в Государственной Думе. И я думаю, что мы как раз прилагаем большие усилия для того, чтобы именно вам было удобно голосовать в кабинах. Что касается открытой кабины без шторки, то в Армении, например, вообще законодательно запретили делать шторки в кабинах для того, чтобы не пользовались новой противоправной технологией – снимают на мобильный телефон свой бюллетень и передают заказчику голосования.
Данила Гальперович: Слушайте, но было же такое и в России, когда было известно, что главы различных предприятий просто обязывали людей фотографировать на мобильный телефон свой бюллетень.
Владимир Чуров: Такого примера конкретно мне неизвестно. Мне известен более старый пример, более примитивный, когда в одной из больниц заставляли делать отметку в виде номера отделения. И это было пресечено.
Что касается опять же коллеги Смолина, то как человек, великолепно знающий законодательство Российской Федерации, если бы ваш ассистент при голосовании заметил, что кто-то нарушает тайну голосования, кроме вашего ассистента, естественно, который вам положен по закону, вы могли написать акт незамедлительно и обратиться к председателю участковой избирательной комиссии… Между прочим, я, например, при голосовании это сделал. Пыталось телевидение снять, какую отметку я ставлю в бюллетене. Я вызвал представителя комиссии, и этого телевизионщика отогнали.
Данила Гальперович: Господин Смолин, ваше мнение, если можно.
Олег Смолин: Моё мнение предельно простое. Я-то готов голосовать совершенно открыто. Но если на выборах ещё год назад я слышал, что люди боятся голосовать не так, как скажут в селе, то в последнее время уже и в городе. И это очень тревожный симптом. Проведите социологический опрос – и вы увидите, что я прав. Спасибо.
Данила Гальперович: Огромное спасибо.
Владимир Чуров: Социологические опросы показывают, что вы неправы.
Данила Гальперович: Ну, тем не менее, это дискуссия явно профессионалов у нас в эфире, и я всегда рад таким вещам. Потому что Олег Смолин уважаемый депутат Государственной Думы…
Владимир Чуров: Безусловно.
Данила Гальперович: …и он представляет очень долго права самых разных избирателей, в том числе, например, избирателей-инвалидов. И очень много борется, действительно, за права обездоленных людей.
Полный текст программы и звук.