Похоже, что в последнее время в России политическая глупость становится особенностью если не национальной охоты, то, по крайней мере, национального политического процесса. Совсем печально, когда в этом деле участвуют люди с высокими учёными степенями и званиями.
Проверять работы Ленина на экстремизм – это занятие абсолютно бессмысленное с точки зрения любого нормального историка.
Во-первых, как известно, Ленин был революционер и в работе любого революционера можно найти призывы к насилию. Тогда придётся запрещать также Кромвеля, Робеспьера, Гарибальди и ещё многие-многие тысячи других людей. Мало того, я думаю, что тогда придётся запрещать и многие священные тексты. Хорошо поискать и найдём соответствующие призывы в Ветхом Завете, в Коране, в Торе и во многих других религиозных книгах.
Во-вторых, эта бессмысленность связана с полной исторической безграмотностью. Серьёзные историки всегда исходили из того, что оценивать того или другого политического деятеля, те или другие книги надо в контексте той эпохи, в которую он жил или в которую они написаны. Переносить современное представление об экстремизме на прошлые эпохи – безграмотно.
Не случайно великий социолог и экономист Макс Вебер с его понимающей социологией требовал именно такого подхода и издевался над теми, кто пытался с высоты своего исторического величия оценивать иные эпохи и культуры.
И, наконец, последнее. Есть старая грустная шутка, что некоторые историки мнят себя могущественнее Господа Бога. Господь не может изменить прошлое, а историк считает, что он вправе.
Поменьше бы нам таких историков. В стране масса реальных проблем!..