Президент Российской Федерации издал указ №343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования». Основное содержание указа сводится к следующему:
— Объявляется эксперимент в 2023/24 и 2025/26 учебных годах. Возникает вопрос о возможности оценить новую систему образования, которая будет длится на базовом уровне от 4-6 лет, за 2 года. Возможно, речь идёт о разработке новых образовательных стандартов.
— Участниками пилотного проекта являются Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, МАИ, МИСиС, МПГУ, Санкт-Петербургский горный университет и Томский государственный университет. Часть этих вузов – исследовательские или федеральные, то есть имеют право на собственные образовательные стандарты. Из сибирских вузов всего один.
— Указом предусматривается установление трёх уровней высшего образования — базового высшего образования (срок освоения — от четырех до шести лет), специализированного высшего образования (срок освоения программ магистратуры — от одного года до трех лет), а также установление уровня профессионального образования – аспирантуры.
— Видимо, базовое высшее образование, как говорил министр науки и высшего образования Валерий Фальков, будет объединять разные вариации бакалавриата и специалитета. С моей точки зрения, это должны быть разные уровни образования, а не один. Мы уже неоднократно говорили, что специалитет не только дольше (5 лет обучения, а не 4), но и отличается структурой. В российской версии бакалавриата меньше аудиторных учебных занятий до 40%. Таким образом специалитет даёт более качественное образование.
—Специализированное высшее образование охватывает такие его разновидности как магистратура, ординатура и ассистентура-стажировка. Есть основание предполагать, что поскольку базовое образование по большинству специальностей будет увеличено по времени обучения, то магистратура после специалитета будет продолжаться всего 1 год, и количество магистрантов сократится.
— Аспирантура выводится за рамки высшего образования, как это и было до принятия ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации». Повторю, что смысл этого решения в том, чтоб аспирант перестал быть «школяром», но стал исследователем.
Понятно, что за студентами, которые будут обучаться по новой системе, сохранят все социальные гарантии. При этом будет возможность учиться в магистратуре после специалитета. И это не будет считаться новым высшим образованием, то есть по идее это даёт возможность после бюджетного специалитета получить ещё и бюджетную магистратуру.
Оценивать содержание указа можно по-разному. С одной стороны, он реализует то что было озвучено в послании президента, с другой стороны, за 2 года оценить качество изменений невозможно. Не исключаю, что на содержание указа повлияли противники советского наследия в образовании. Как бы то ни было «лед тронулся», хоть и немного.