Что не так с Болонской системой? И надо ли торопиться из неё выйти?

Министр образования и науки Валерий Фальков заявил о планах ухода России от Болонской двухуровневой системы высшего образования, предполагающей бакалавриат и магистратуру.

Пока никаких решений по этому поводу не приняли, есть заявление и всё. Проблема ещё  в том, что подобные заявления о резком смене курса и выходе из Болонской системы имеют лишь политический характер.

Нам все говорят, что мы выходим из Болонского процесса, при этом все аргументы не профессиональные, а политические: «Болонская система – западная, а нам нужна собственная». Нам, на мой взгляд, нужны профессиональные аргументы и профессиональный разбор ситуации.

👨‍🎓 Болонская принудиловка или добровольное участие?

В 1996 году при моем участии был подготовлен и вступил в силу закон о высшем и послевузовском профобразовании. Этот закон позволил российским вузам на добровольной основе участвовать в Болонском процессе. В 2007 году с подачи правительства был принят закон о принудительном участии вузов в Болонском процессе.

Мы всегда были противниками принудительного Болонского процесса в России. Мы признаем, что у Болонской декларации есть свои плюсы. Например, она признает образование общественным благом, а не услугой. Также Болонская декларация предполагает автономию вузов.

Но, при этом, мы считаем, что бакалаврское образование значительно менее качественное, чем образование специалиста. Бакалавр получает на 40% меньше специальных занятий, чем специалист. Сейчас преподаватели отмечают, что все базовые курсы на бакалавриате резко сокращены, размазали кашу по тарелке широко, но мелко. Конечно, качество подготовки такого выпускника сейчас существенно упало.

У нас сегодня около ста специальностей реализуется по программе специалитета. Их количество, наверняка, будет расширяться. Как быстро смогут вузы перестроиться, зависит от того, как быстро будут приниматься стандарты и решения вузовских ученых советов

Система образования – консервативна, она не любит ломки. В образовании, как и жизни: то, что по любви и согласию – хорошо, а то, что через насилие – плохо. Я был против насильственного введения в Болонскую систему. Наш же закон обеспечил возможность участие в этой системе для тех вузов, которые посчитали, что это будет эффективно. Те самые люди, которые активно и насильственно выдвигали Болонскую систему, теперь предлагают немедленно из нее выпрыгнуть. Это невозможно и неправильно

🚀 Наука, Болонская система, перспективы

К науке Болонская система имеет весьма опосредованное отношение. Хочу напомнить, что участие России в Болонском процессе приостановлено, равно как и доступ российских ученых к базам данным типа Scopus и Web of Science. Поэтому в этом смысле мы особенно ничего не теряем.

Нами подготовлена версия законопроекта, которая предполагает, что образование специалиста должно быть основным, но не предполагает запрещать вузам участвовать в Болонском процессе, если наши позиции в этом отношении будут восстановлены

💡 Что надо сделать в первую очередь

Согласно данным ЮНЕСКО, в 2012 году по доле расхода на образование от ВВП Россия занимала 98 место. Согласно данным тех же организаций, в 2018 году это было 120 место. Продолжать экономить в стране на образовании, значит поставить крест на модернизации страны. До сих пор мы знали, что все страны, которые провели успешную модернизацию, тратили на образование около 7% от ВВП. В развитых странах сейчас тратят меньше. Россия тратит 3,5%. Что касается числа бюджетных и внебюджетных студентов, то в проклятую эпоху застоя в нашей стране, в данном случае, в ее части РСФСР, было 219 студентов на 10 тысяч населения, все бюджетные. Сейчас – 130 бюджетных студентов на 10 тысяч населения. Это значительно меньше, хотя общее количество студентов увеличилось. Около 40% студентов сейчас учатся на бюджете, а остальные – на собственные деньги. Что касается качества образования, то нет серьезных социологических исследований, но я думаю, что мнению работодателей и преподавателей можно доверять.

Также нам нужная новая индустриализация.