Россия выходит из Болонской системы образования

Вчера, 24 мая Министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил, что ведомство намерено отказаться от Болонской системы и разработать свою собственную систему высшего образования

«К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», — сказал министр. Других подробностей реформы он пока не раскрыл.

В этот же день в пресс-службе Министерства просвещения отметили, что отказ от модели «бакалавриат — магистратура» и переход на специалитет может способствовать улучшению качества подготовки педагогов в стране.

А глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что выход России из Болонского образовательного процесса не повлияет на сдачу ЕГЭ. То есть единый госэкзамен будет сохранен.

При этом достаточно большое количество публичных и высокопоставленных людей уже неоднократно критиковали Болонскую систему образования. Сегодня сложилось чёткое понимание необходимости отказа от неё.

Раньше отечественная система образования была ориентирована на тех, кто будет работать, и заниматься модернизацией своей страны. В 90-х годах произошла переориентация системы образования в пользу тех, кто будет работать либо за рубежом, либо в международных компаниях. Россия формально не присоединялась к международным документам по Болонскому процессу. Но фактически у нас введён Болонский процесс в его худших вариантах. С 1996 по 2011 год действовал закон, предполагающий добровольность участия в Болонском процессе, с 2011 года он стал принудительным.

Это привело к снижению качества высшего образования: бакалавр учится на год меньше, чем специалист по классической системе, гораздо меньше занимается подготовкой к специальной работе. Чем более высокая нужна квалификация, тем меньше подходит бакалаврское образование. Признание дипломов — это то, ради чего вводился Болонский процесс, и цель не оправдала себя.

Я был противником принудительного внедрения Болонского процесса. На данный момент, мной подготовлен законопроект о том, чтобы образование специалиста стало основной программой высшего образования в России, а бакалаврское образование сохранилось там, где интегрируется с магистерским. Поэтому я поддерживаю предложение вернуться к советской системе образования.