О положении в отечественном образовании

Письмо профессора Омского государственного университета Б.И. Осипова

Депутату Государственной Думы Смолину О.Н.

Глубокоуважаемый Олег Николаевич!

Вам пишет профессор Омского университета Борис Иванович Осипов. Едва ли Вы меня помните: мы пересекались только раз – в 90-х годах в комиссии по лицензированию института «Ин.яз – Омск». Но я с неизменной симпатией слежу за Вашей работой депутата, в частности по проблемам образования.

Впрочем, прежде всего хочу Вам выразить сочувствие в связи с недавним грабительским нападением на Вас. Господи, до чего мы дойдём?! Каким надо быть подонком, чтобы грабить инвалида по зрению, не говоря уж о чём-то другом! Четыре года назад я тоже подвергся нападению грабителя, который избил меня до потери сознания и отнял деньги. Но главным потрясением для меня было не это. Когда бандит попался, то оказалось, что среди восьми его жертв я самый молодой: большинство составляли старики 80 – 85 лет, ветераны-фронтовики, которые едва переставляли ноги, а грабитель – 30-летний амбал.

Но всё-таки не в этом состоит главный повод для моего письма. Меня крайне тревожит положение, сложившееся в отечественном образовании, в частности высшем, которому я посвятил около 45 лет работы.

Во-первых, бюджетные места для студентов вузов, кроме так называемых федеральных университетов, финансируются менее чем наполовину. То есть подавляющее большинство вузов сводит концы с концами за счёт студентов, поступающих на коммерческие места, – тех, которые платят «за себя и за того парня», то есть оплачивают не только своё обучение, а и часть обучения «плановых» студентов. С этим ещё можно было как-то мириться, пока коммерческий приём был большим. Но теперь в вузы поступает поколение «демографической ямы», коммерческий приём резко сократился, и так называемые государственные (а фактически смешанные) вузы оказались в безвыходном положении. Для того, чтобы восстановить для этих вузов статус государственных не по названию, а фактически, необходимо предусмотреть в бюджете увеличение расходов на высшее образование хотя бы в 2 – 3 раза. Конечно, тут нетрудно предвидеть вопрос: где взять деньги? А можно абсолютно безо всякого ущерба сократить в 15 раз управленческие расходы. Почему именно в 15, как я это сосчитал? А вот как. Когда я в начале 90-х годов приватизировал свою квартиру, с меня спросили, кроме заявления, один-единственный документ – паспорт с пропиской. А с тех, кто приватизирует квартиру теперь, требуют 15 разных справок. Это абсолютно точный показатель того, что и число контор за этот период возросло в 15 раз.

Второе. Болонский процесс в его московском издании грозит не только массовой безработицей профессорско-преподавательского состава (опять-таки легко подсчитать, что при переходе с 5-летнего образования на 4-летнее понадобится уволить 20% преподавателей вузов). Но он грозит ещё и снижением уровня высшего образования и, как следствие, вытеснением России с мирового рынка интеллектуальных услуг. Вместе с тем отказываться от перехода на бакалавриат после того, как Дума уже приняла соответствующий закон, было бы для Думы потерей лица. Поэтому я предлагаю компромиссный выход. Пусть первая ступень высшего образования называется бакалавриатом, но надо принять поправку к закону, сделав срок обучения в бакалавриате 5-летним.

Всего Вам доброго и прежде всего – здоровья!

Искренне Ваш, Б. Осипов