Официальный бланк Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель»
Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации О.Н. Смолину
Уважаемый Олег Николаевич!
Обращаемся к Вам с просьбой оформить депутатский запрос в Министерство образования и науки РФ и Министерство труда и соцзащиты РФ в связи с ситуацией, возникшей в связи с переводом педагогических работников на так называемый «эффективный контракт».
В течение прошлого 2014-2015 учебного года в МПРО «Учитель» поступали сообщения от педагогов Москвы, Ленинградской, Нижегородской областей и других регионов о том, что директора предлагают им подписать дополнительные соглашения к трудовому договору, в которых сказано, что они должны находиться на своем рабочем месте 36 часов в неделю. Это требование противоречит закону «Об образовании» и нескольким Приказам Министерства образования (последний – от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников»), но директора ссылаются на требования инспекторов Государственной трудовой инспекции, которые, приходя в школы, проверяют наличие учителей на рабочем месте независимо от их расписания и штрафуют школу за нарушение трудовой дисциплины. В июне 2015 г. мы отправили в Минтруда обращение с просьбой согласовать требования с Минобразования, но ответа не получили. Нет никаких гарантий, что в эффективном контракте всем учителям не будет прописана эта же незаконная норма о 36-часовом присутствии в школе.
Переход на «эффективный контракт» позволяет работодателям существенно ухудшать трудовые права работников. Так, среди задач, которые должны быть решены с переходом на эффективный контракт, указано: «отказаться от неэффективных стимулирующих выплат за показатели, которые носят общий и формальный характер (например, «добросовестное выполнение обязанностей»)». Предложенная в примерной форме эффективного контракта таблица выплат стимулирующего характера приведет к еще большей бюрократизации работы учителя, которому придется подтверждать то, что формальному подтверждению не подлежит: нигде в мире нет системы объективной оценки качества работы педагога.
В ряде регионов уже сейчас с педагогами заключали договоры, которые называли «эффективными контрактами». И уже наметилась новая опасная тенденция: педагогам, работающим по срочным трудовым договорам, стали предлагать заключить договор не на год, как раньше, а на 9 месяцев. Этим достигается экономия фонда оплаты труда: педагоги все равно работают в июне (пишут отчеты, работают на экзаменах, занимаются методической работой), но не получают за эту работу оплаты. При переходе на эффективный контракт такие случаи, как и необоснованное заключение срочного договора, могут стать обычной практикой.
Имеющиеся сейчас нормативные акты, регулирующие переход на эффективный контракт, не учитывают указанные выше и многие другие проблемы и не гарантируют от нарушений прав работников.
С уважением, В. Луховицкий, член Совета МПРО «Учитель»
Официальный бланк депутата Государственной Думы РФ
Министру образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанову
Уважаемый Дмитрий Викторович!
В связи с обращением члена Совета Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» В. Луховицкого, а также сообщениями ряда СМИ, прошу Вас сообщить: в действительности ли имеют место случаи, когда педагогическим работникам общеобразовательных организаций предлагают заключать срочные трудовые договоры на 9 месяцев вместо одного года, а также, насколько такая практика соответствует законодательству.
Приложение – на 1 л.
С уважением, О.Н. Смолин
Официальный бланк Министерства образования и науки РФ
(Минобрнауки России)
Первому заместителю председателя Комитета Государственной Думы по образованию О.Н. Смолину
Уважаемый Олег Николаевич!
Минобрнауки России рассмотрело Ваше обращение и сообщает.
В статье 59 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень категорий работников, с которыми заключается или может быть заключён срочный трудовой договор. В частности, по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с руководителями, заместителями руководителей организаций, а также лицами, поступающими на работу по совместительству.
Таким образом, трудовым законодательством не предусмотрено заключение срочных трудовых договоров с педагогическими работниками по месту их основной работы.
Одновременно Минобрнауки России информирует о том, что обращений педагогических работников по фактам принуждения их к заключению срочных трудовых договоров в адрес Минобрнауки России не поступало.
В случае нарушения конкретным руководителем образовательной организации трудового законодательства педагогический работник вправе обратиться в Федеральную службу по труду и занятости, к компетенции которой отнесены полномочия по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (пункт 5.1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 324), а также в прокуратуру Российской Федерации, являющуюся единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
С уважением, замминистра А.А. Климов
Электронная копия письма (откроется в новом окне): страница 1 (40 Кб), страница 2 (20,7 Кб).