Депутату Государственной Думы Российской Федерации, первому заместителю председателя Комитета по образованию Смолину О.Н.
Уважаемый Олег Николаевич!
Я обращаюсь к Вам с письмом, в котором не содержится личных просьб о помощи и защите. Просто хочу поделиться с Вами, глубоко уважаемым мной человеком, тем, что происходит в связи с известными Вам событиями – объявлением Министерством образования и науки РФ результатов мониторинга деятельности вузов.
Мой вуз – Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия – по результатам мониторинга отнесен к вузам, имеющим признаки неэффективности. Мы, к сожалению, соответствуем только одному из установленных критериев – количество учебных площадей на одного студента у нас составляет 13,69 кв. м. (при норме 11 кв. м).
По другим критериям – не соответствуем. Например, иностранных студентов у нас никогда не было и, скорее всего, не будет. Ведь наш город Нижний Тагил расположен далеко от столичных центров. Из-за большого количества промышленных предприятий и оборонных объектов он долгое время был закрыт для иностранцев. Можно ли ставить нам в вину то, что иностранные студенты не выбрали для обучения и проживания наш очень неблагополучный в экологическом отношении город?
Показатели финансово-экономической деятельности у нас скромные: объем НИОКР составил 29,5 тысяч рублей на одного научно-педагогического работника при норме 50 тысяч. Общее финансирование на одного НПР – 1004000 рублей при норме 1100000 рублей (да, не дотянули немного!).
Ну и пресловутый балл ЕГЭ в 2011 году у нас, как и у многих вузов Свердловской области, тоже оказался ниже объявленного нормальным (53 вместо 60).
Из этого специалисты Министерства образования и науки РФ сделали вывод о нашей неэффективности.
В ответ на это я хотела бы, уважаемый Олег Николаевич, привести Вам другие цифры, не отраженные в мониторинге, но дающие об академии совсем другое представление.
Наш вуз как высшее учебное заведение существует с 1952 года. За шестьдесят лет высшее образование в нем получили более 50 тысяч человек. Ежегодно мы выпускаем около 1000 специалистов, которые становятся педагогами образовательных учреждений, социальными работниками, служащими, работниками культуры.
В трудные времена мы не кинулись, как другие вузы, «на скорую руку» готовить юристов и экономистов. Мы по-прежнему готовим учителей русского языка и литературы, иностранного языка, математики, физики, биологии, химии. Кроме нас в области уже никто, например, не готовит учителей химии!
Да, с точки зрения Министерства мы неэффективны. Мы просто добросовестно учим своих студентов. Развиваем любознательность, приучаем к самостоятельному мышлению, бывает, отчисляем нерадивых и т.д.
При этом наш вуз никак нельзя назвать отсталым. Мы одними из первых в области перешли на двухуровневую подготовку и выпускаем не только специалистов, но и бакалавров, и магистров. В академии работает аспирантура по четырем научным специальностям. Есть кафедры, укомплектованные на 100% специалистами, имеющими ученые степени и звания.
Я сама 38 лет работаю на художественно-графическом факультете, где обучаются будущие учителя изобразительного искусства. Среди моих выпускников много уважаемых педагогов – это школьные учителя, заслуженные работники общего образования, опытные руководители студий и кружков.
В области 92 детские художественные школы и школы искусств. Педагогические коллективы этих школ на 90% состоят из моих бывших студентов. Они получают очень небольшую зарплату, но любят свою работу и хотят работать с детьми. Они реально помогают отвлечь подростков от безделья, от дурного влияния улицы! И когда я пытаюсь оценить свою собственную преподавательскую эффективность, то прихожу к такой мысли – это была вполне эффективная работа, потому что я и мои коллеги смогли привить студентам интерес к работе детьми, убедили их в общественной пользе получаемой педагогической профессии, дали необходимые профессиональные умения.
Позвольте привести еще немного цифровых данных. По состоянию на 1 октября 2012 года численность контингента обучающихся в НТГСПА по программам высшего профессионального образования составляет 2965 человек, по программам среднего профессионального образования – 104 человека.
По программам высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета обучается 1988 человек, по контракту – 1077 человек. Ежегодно около 900 человек проходят на базе нашего вуза повышение квалификации или профессиональную переподготовку.
Численность научно-педагогических работников академии в этом году составляет 219 человек, общая численность работников – 621 человек.
В академии есть студенческий городок с двумя общежитиями, комплекс столовых и буфетов с очень недорогой стоимостью питания, собственная медсанчасть и профилакторий для студентов и сотрудников, обеспеченные современным медицинским оборудованием, спортивный лагерь и агробиостанция. У нас замечательная библиотека, мы неплохо оснащены компьютерами и оргтехникой.
При этом финансирование нашего вуза из федерального бюджета в нынешнем году составит всего около 180 млн. рублей. Средства, полученные нами от оказания платных образовательных услуг – примерно 50 млн. рублей. Может быть, это мало, но платежеспособность населения в нашем регионе невысокая.
И когда я слышу или читаю о миллиардных хищениях, произошедших в Министерстве обороны или при разработке системы «Глонасс», мне хочется лечь в «психушку» (простите, пожалуйста!). В моей бедной голове не укладывается, что же это происходит в нашем государстве?
Даже в очень трудном военном 1944-м году в Нижнем Тагиле были открыты Училище прикладного искусства и Музей изобразительных искусств. А теперь в мирное время выясняется, что у государства нет средств на содержание нашего вуза. И нас надо «реорганизовать», проще говоря – закрыть.
Я хотела бы еще уточнить, уважаемый Олег Николаевич. Мы единственный самостоятельный вуз в нашем городе. Кроме нас есть еще филиал Уральского федерального университета (бывшего УПИ). У него тоже в последнее время много проблем, главная из которых – снижение интереса молодежи к получению технических специальностей. Будущих металлургов и строителей вытесняют будущие управленцы и экономисты.
А еще у нас есть филиалы и представительства разных маловразумительных институтов. Один из таких филиалов работает в помещении цеха бывшего завода. Студенты сидят на пыльных табуретках, собранных из разных углов этого цеха. Раз-два в течение года приезжает на занятия какой-нибудь профессор из головного вуза. Пару дней читает лекции, с ходу принимает экзамен, получает деньги и уезжает. Чем привлекает учеба в таком, с позволения сказать, «вузе»? Только очень невысокой платой за обучение – примерно 12-15 тысяч рублей в год (!). Вот она эффективность!
Я, как и все мои коллеги, с обидой и горечью приняла оценку результатов мониторинга. Мы надеялись на поддержку областного министерства образования, но наши надежды, насколько я знаю, не оправдались. На заседании межведомственной комиссии, проходившей в Министерстве образования и науки, Юрий Иванович Биктуганов, министр общего и профессионального образования Свердловской области, согласился с необходимостью реорганизации академии. Хотя сам он нашего вуза не знает и ни разу в нем не был.
Что будет означать закрытие академии для нашего города? Прежде всего – отсутствие возможностей получения хорошего профессионального образования для значительной части нашей молодежи. Несмотря на имеющиеся благодаря ЕГЭ шансы на зачисление в крупный вуз, находящийся в другом городе, дети из небогатых семей (а таких у нас большинство) не смогут отправиться на учебу в столицу. Даже между Екатеринбургом и Нижним Тагилом существует огромная разница в ценах на жилье (съемная комната у нас обойдется в 2-3 тысячи в месяц, а в Екатеринбурге такая же будет стоить 9-10 тысяч). Да и не нужна нашему студенту съемная комната или квартира. Мы обеспечиваем всех нуждающихся общежитием.
Другое, отдаленное следствие закрытия вуза – отсутствие притока новых кадров с высшим образованием в школы, дошкольные учреждения, в учреждения дополнительного образования. Радостная демографическая ситуация вызывает тревогу. В области наметился рост числа детей дошкольного возраста и учащихся начальной школы. Через три-четыре года понадобятся учителя для основной школы. И если сейчас мы своими выпускниками обеспечиваем большую территорию северной и восточной части Свердловской области, то с закрытием нашего вуза возникнет очевидный дефицит учительских кадров.
Ну и, наконец, главное следствие. Наш город, в котором проживает около 430 тысяч человек, лишится добротного вуза, который стал для города не только образовательным учреждением, но и научно-образовательным и культурным центром. И население города будет пополняться не выпускниками академии, а «выпускниками» исправительных учреждений, которых в нашем городе немало.
Уважаемый Олег Николаевич, я понимаю, что Вы очень заняты. Но Вы публичный человек, много и активно участвуете в различных программах, организуемых средствами массовой информации, в общественных слушаниях. Поэтому я посчитала возможным обратиться к Вам, чтобы сообщить, как развиваются события в отдаленных вузах, чтобы передать нашу тревогу.
Я не хлопочу о себе лично. Мне 60 лет, я могу уйти на пенсию. Но где смогут устроиться мои коллеги, среди которых подавляющее большинство – очень хорошие специалисты, кандидаты и доктора наук, вузовские преподаватели с хорошим опытом работы? Что будет с нашими студентами?
Инициатива министерства не должна привести к принятию поспешных решений и закрытию вузов, признанных работающими неэффективно. Это не только не даст ожидаемого экономического эффекта, но может стать толчком к протестным акциям со стороны учащейся молодежи, к возникновению опасной социальной нестабильности. Это откликнется в дальнейшем плохими последствиями для города и региона.
Уважаемый Олег Николаевич, посоветуйте, пожалуйста, что можно предпринять в защиту нашей академии.
С искренним и глубоким уважением к Вам,
Филатова Людмила Петровна, проректор по учебно-методической работе,
профессор кафедры изобразительного искусства ФГБОУ ВПО «Нижнетагильская государственная
социально-педагогическая академия», кандидат пед. наук
Официальный бланк депутата Государственной Думы
Министру образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанову
Уважаемый Дмитрий Викторович!
Направляю Вам обращение проректора по учебно-методической работе Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, профессора Филатовой Л.П. по вопросу о негативных последствиях, связанных с объявлением Министерством образования и науки РФ результатов мониторинга деятельности вузов.
Прошу Вас внимательно рассмотреть обращение и проинформировать меня и заявителя о мерах, которые могут быть приняты в отношении Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии.
Приложение на 3-х листах.
С уважением,
первый заместитель председателя Комитета
Государственной Думы по образованию О.Н. Смолин