О состоянии и перспективах развития сети организаций высшего образования в Российской Федерации

. Москва. Государственная Дума

Председательствует председатель Комитета по образованию В.А. Никонов.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги! Уважаемый Вячеслав Алексеевич!

Начну с того, что это единственная федеральная целевая программа, которая предполагает не увеличение, а фактически ликвидацию доброй половины системы. Причём методами, про которые когда-то говорили:

Серый волк встречает в лесу Красную шапочку и говорит:

– Девочка, у тебя только два варианта: либо слияние, либо поглощение.

Я выслушал аргументы уважаемых коллег по поводу оптимизаций, мне показалось, что это как у Канта есть три доказательства бытия Божьего, но ни одно из них доказательством не является.

По пунктам.

Первое. Численность тех, кто поступает. Почему мы считаем только от школьников 650 тысяч? Молодёжная когорта 1 миллион 200. Таким образом, поступают не 85 и не 93, а менее половины от общей молодёжной когорты.

Второе. Три года назад уважаемый Дмитрий Анатольевич Медведев меня пытался убедить, что в России в отличие от всего мира, чем крупнее вуз, тем лучше, потому что это госвузы с богатой академической традицией. Такая логика мне понятна, но мне непонятно в таком случае, почему сливают принудительно госвузы с богатой академической традицией.

Третье. Советский опыт. На него активно ссылаются, как раз фактически уничтожая его результаты.

Коллеги, со времени советского опыта прошло 25 лет и, между прочим, во всём мире система высшего образования расширялась, это общая тенденция технологической революции.

Четвёртое. Международный опыт. В США на душу населения студентов, университетов значительно больше, чем в современной России.

Китай, только что оттуда вернулся. Крупные, но однопрофильные вузы. Никому в голову не приходит требовать от технических вузов, чтобы они с кем-то сливались и при этом имели 20 укрупнённых групп специальностей.

Пятое. Российский опыт. Наверное, есть положительный, коллеги, там, где просчитали, подумали, объединились. Но я вам приведу два отрицательных.

Грубо, Крымский медицинский, принудительно завели в федеральный университет, потеряли чуть ли не две тысячи иностранных студентов, десятки миллионов рублей, превратили наших активных сторонников в недовольных. Кто ответит за политические последствия?

Московский экономико-статистический университет только что соединён с Плехановкой. Оказалось, что «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань», вузы с разными системами подготовки. В итоге лучшие айтишники и преподаватели, ориентированные на электронное обучение, ушли в IT -компании, в Вышку. Этот университет признавался лидером электронного обучения в России официального по министерскому рейтингу. Нет больше лидера электронного обучения. Кто ответит за вред для образования?

Шестое. Филиалы. 10 лет министерство призывало создавать филиалы, открывать их московским вузам, теперь призывают их массовым образом закрывать. Ну, коллеги, надо хотя бы различать: одно дело — какое-то, невесть что созданное, другое дело — вузы, которые существовали десятилетиями в советский период, теперь попали в филиал, их тоже закрывают наравне с другими.

Седьмое. Частные вузы. Бюджет сокращаем, собираемся закрыть значительную часть частных вузов, чтобы студенты пришли в государственные и пополнили внебюджетные средства и тем компенсировали бюджет. Не получится. Само Министерство образования и науки установило минимальные планки оплаты по разным специальностям, во многих частных вузах плата ниже, значит, значительную часть студентов мы выбрасываем просто на улицу.

Восьмое. Социальная и политическая напряжённость. Уважаемые коллеги, поскольку молодёжь оказывается на улицах, это горючий материал, кризис, работать негде. Вячеслав Алексеевич, ещё раз повторю специально для стенограммы: мы никогда не были сторонниками принципа «чем хуже, тем лучше». И даже если не только в Иркутске, но ещё где-то эта политика приведёт к резкому росту недовольства и влиянию оппозиционных партий, это не оправдывает эту политику, с нашей точки зрения. Мы считаем, что общенациональные интересы гораздо важнее партийно-политических.

Девятое. Мы пообсуждали с комитетом по здравоохранению, они предлагают нам поучаствовать (я думаю, это было бы правильно) в парламентских слушаниях по медицинскому образованию. Особая ситуация. В том же самом Крымском университете ко мне приходит профессор и говорит: «Я прихожу в клинику, мне говорят: вы теперь минобровские, идите, учите своих студентов на пальцах». Какие будут медики, которых учили на пальцах, уважаемые коллеги?

И последнее, десятое. Прошу поставить на голосование предложения к проекту решения, которые вам розданы.

Спасибо.

Полный текст стенограммы (файл PDF, 395 Кб).