. Москва
В мае 2010 г. на сайте Минобрнауки РФ был выставлен проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который обычно называют интегрированным. Фактически речь идет о попытке создания Образовательного кодекса. Значительная часть организаций, составляющих образовательное сообщество, а также некоторые экспертные советы при профильных комитетах Госдумы и Совета Федерации признали этот проект неудовлетворительным. В этой связи Минобрнауки объявило его подготовительными материалами, а на специальном сайте 1 декабря выставило новую версию законопроекта. Эта версия примерно на четверть короче предыдущей, однако содержательно мало от нее отличается.
В таких условиях движением «Образование – для всех» (далее – ОДВ ) совместно с фракцией КПРФ в Госдуме разработан альтернативный законопроект, в основу которого положены тексты законов РФ «Об образовании» в редакциях 1992 и 1996 гг., а также декларация ОДВ «Образование – для всех». 15 июля 2011 г. на сайте Минобрнауки появилась версия правительственного законопроекта, в которой частично учтены положения, содержащиеся в законопроекте ОДВ.
Предлагаем вниманию читателей краткую сравнительную характеристику содержания двух законопроектов.
линии сравнения |
законопроект Минобрнауки |
законопроект ОДВ–КПРФ |
примечания |
1. Идеологические установки законопроекта, выраженные в явной или неявной форме. |
1.1. Образование – услуга, преимущественно государственная.
1.2. Затраты на образование – часть бремени государственных расходов; конкретные финансовые обязательства государства отсутствуют.
1.3. Основная цель образования – формирование квалифицированного потребителя (формализация образования).
1.4. Отношения учителя и ученика в широком смысле должны иметь преимущественно функциональный характер (педагогика услуг).
1.5. Ориентация преимущественно на прагматические задачи образования, включая функциональную грамотность (образование ради успеха и личной выгоды).
1.6. Фактические шаги к клерикализации школы (ст. 91).
1.7. Ориентация преимущественно на элитарное образование: массовое примитивизированное образование – для большинства; высококачественное образование – для богатых и управляющих. |
1.1. Образование (по крайней мере, дошкольное и школьное) – преимущественно внерыночная сфера, социальное служение. Услугой считается исключительно деятельность за пределами реализации образовательных программ (консультационные услуги, репетиторство и т.п.).
1.2. Затраты на образование – это долгосрочные инвестиции в человека, чрезвычайно выгодные для государства.
1.3. Основная цель образования – многостороннее развитие способностей личности (творческая педагогика).
1.4. Отношения учителя и ученика в широком смысле должны иметь преимущественно личностный характер (педагогика сотрудничества).
1.5. Ориентация преимущественно на фундаментальное образование (образование ради культуры).
1.6. Светский характер образования.
1.7. Ориентация преимущественно на эгалитарное образование: обеспечение максимально равных образовательных возможностей, высококачественное образование – для всех. |
1.1. В законопроекте ОДВ – КПРФ понятие «образовательная услуга» относится исключительно к образовательной деятельности за пределами реализации образовательных программ. |
2. Доля расходов консолидированного бюджета РФ на образование. |
Нормы отсутствуют. |
Не менее 7% от объема ВВП в РФ. |
В настоящее время, по данным Общественной палаты РФ, составляет около 3,5%, (по данным Росстата – в 2010 году – 4,2%); в СССР в 1970 г., по данным Мирового банка, составляла 7%. В странах, осуществляющих модернизацию, как правило, составляет 7% и более. |
3. Доля расходов федерального бюджета на высшее образование. |
Нормы отсутствуют. |
Не менее 7% от расходной части федерального бюджета. |
В Законе РФ «Об образовании» в редакции 1996 г. должна была составлять не менее 3%, однако в условиях передачи большей части социальных расходов в бюджеты субъектов РФ, в связи с чем расходная часть федерального бюджета сократилась, показатель требует повышения. |
4. Принципы финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений. |
Подушевое финансирование с оговорками в отношении малокомплектных и (или) сельских школ. |
Нормативное финансирование, при котором не менее 30% финансовых средств учреждение получает по смете, независимо от количества обучающихся, а остальные средства – по подушевому принципу. |
Опыт развитых стран показывает, что подушевой принцип финансирования образовательных учреждений используется практически везде, но нигде – в качестве единственного. В противном случае неравенство возможностей в сфере образования резко усиливается. |
5. Налогообложение образовательной деятельности. |
Нормы отсутствуют. |
В части доходов, направляемых в образовательный процесс (включая зарплату) в данном учреждении (в том числе негосударственном), оно освобождается от всех налогов и платежей. |
Законопроект ОДВ-КПРФ в этой части соответствует нормам российских законов «Об образовании» 1992 и 1996 гг. и практике большинства индустриально развитых стран. Напротив, налогообложение образовательных учреждений приводит к повышению платы за обучение и нарушает принцип равенства условий деятельности государственных и негосударственных учреждений. |
6. Образовательное кредитование. |
Предусматривается в самом общем виде для студентов ссузов и вузов (включая основной и сопутствующий образовательные кредиты); условия, размеры и порядок государственной поддержки образовательного кредитования устанавливается исключительно Правительством РФ. |
Предусматривает возможность получения всеми нуждающимися образовательного и социального образовательного кредитов; ставка по кредитам устанавливается на уровне половины ставки рефинансирования ЦБ РФ. Срок погашения кредита – не менее 20 лет; кредит погашается при наличии у выпускника зарплаты не менее пяти прожиточных минимумов в субъекте РФ, где проживает выпускник. В случае отъезда гражданина на постоянное место жительства за рубеж кредит возвращается полностью до отъезда. |
С учетом отечественных особенностей соответствует практике государств с либеральной моделью экономики и низкой долей бюджетных студентов (Великобритания, США). |
7. Структура государственных образовательных стандартов. |
Включает требования к структуре основной образовательной программы, к уровню подготовки выпускников, к условиям реализации образовательных программ. |
Включает требования к содержанию основной образовательной программы, к уровню подготовки выпускников, к условиям реализации образовательных программ, предельный объем нагрузки обучающихся. |
В настоящее время и в официальном законопроекте содержание образования стандартом не регулируется, что уничтожает сам смысл стандарта и приводит к падению качества образования, однако при этом правительственный законопроект предполагает содержание контролировать, в том числе в процессе государственной аккредитации. Законопроект ОДВ – КПРФ возвращает содержание образования в стандарт в качестве его центрального элемента. |
8. Перечень обязательных учебных предметов в школе. |
Нормы отсутствуют. Перечень предметов устанавливается школьным стандартом. Но при этом ст. 91 фактически устанавливает в качестве общеобязательного предмета основы религии, программы которых фактически утверждаются религиозными организациями.
|
Предлагается перечень обязательных для изучения в школе предметов:
— русский язык, родной язык;
— литература, родная литература;
— иностранный язык (иностранные языки);
— математика (включая алгебру и геометрию);
— информатика;
— история (включая историю России и всемирную историю);
— обществознание (включая основы государства и права, а на ступени среднего общего образования – краткую историю философии, основы экономики и социологии);
— география;
— основы естествознания (природоведение) на ступени начального общего и основного общего образования;
— физика (включая астрономию);
— химия;
— биология;
— искусство (включая музыку, изобразительное искусство и мировую художественную культуру);
— технология;
— физическая культура;
— основы безопасности жизнедеятельности.
|
Проблема приобрела особую актуальность после того, как в первой версии образовательного стандарта для старшей школы, подготовленной группой А.Н. Кондакова, обязательными были объявлены лишь четыре предмета: «Россия в мире», физкультура, ОБЖ, индивидуальный проект учащегося. Законопроект ОДВ – КПРФ делает невозможными подобные эксперименты.
|
9. Оплата внеурочной работы. |
По усмотрению образовательной организации. |
Финансируются из соответствующих бюджетов не менее 10 часов внеурочной работы в неделю.
|
Предложение ОДВ направлено на обеспечение многостороннего развития личности ребенка. |
10. Занятие индивидуальной педагогической деятельностью с учащимися организации, в которой работает педагог. |
Нормы отсутствуют. |
Допускается только за пределами содержания образовательных программ, реализуемых данной образовательной организацией. |
ФЗ № 83 (об автономных, бюджетных и казённых учреждениях) заставляет школы и педагогов на уроках давать материал не полностью, фактически принуждая родителей платить за факультативы и дополнительные занятия. |
11. Ответственность за обеспечение установленных федеральными стандартами финансовых и материально-технических условий реализации основных образовательных программ. |
Отвечают сами образовательные организации, в т.ч. государственные и муниципальные. |
За обеспечение предусмотренных стандартами финансовых и материально-технических условий в государственных и муниципальных образовательных общеобразовательных учреждениях несут ответственность региональные правительства; в государственных и муниципальных профессиональных образовательных учреждения — их учредители.
|
В настоящее время в стране соответствуют «стандартным условиям» лишь несколько процентов школ. Официальный законопроект без значительного увеличения финансирования школы приведет к резкому росту поборов с родителей в целях создания «стандартных» условий. |
12. Государственная информационно-образовательная политика. |
Нормы отсутствуют. |
Российская Федерация, субъекты РФ создают электронные СМИ, специально предназначенные для реализации образовательных программ и повышения образовательного уровня населения. Негосударственные электронные СМИ, реализующие образовательные программы для населения, вправе пользоваться поддержкой государства, в том числе грантами и налоговыми льготами. |
Одна из главных причин падения образовательного уровня населения РФ, признанного Президентом страны и зафиксированного сравнительными международными исследованиями, – явный недостаток образовательных программ на федеральных теле-радио каналах, их примитивно развлекательная ориентация. Воссоздание специальных образовательных каналов и стимулирование производства образовательных программ на иных каналах представляется абсолютно необходимым условием повышения престижа образования и уровня культуры в обществе. |
13. Информационные, телекоммуникационные и (или) электронные образовательные технологии. |
Образовательные организации вправе использовать дистанционные образовательные технологии и (или) электронное обучение при реализации программ различных уровней и направленности при всех формах обучения и их сочетании, за исключением случаев, установленных законом. |
Помимо норм правительственного законопроекта, включены следующие положения: — учащиеся, осваивающие образовательные программы посредством электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий, за счет средств бюджетов РФ, должны быть обеспечены компьютерной и иной электронной техникой, программным обеспечением, доступом к телекоммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам за счет средств этих бюджетов;
— при лицензировании и аккредитации должно учитываться использование электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий. |
В высокоразвитых странах использование современных образовательных технологий, включая электронное обучение, рассматривается как основное направление повышения конкурентоспособности образования и образовательного уровня населения в целом. По признанию Президента РФ Д. Медведева, Российская Федерация в этом отношении существенно отстает, причем отставание увеличивается. В настоящее время развитие ИКТ в образовании искусственно сдерживается существующим законодательством, причем законопроект Минобрнауки усиливает эту тенденцию. |
14. Уровень зарплаты школьных учителей и воспитателей детских садов. |
Норма носит целиком отсылочный характер. Уровень заработной платы педагогов определяется Президентом, Правительством и органами государственной власти субъектов РФ. |
Средние ставки педагогических работников образовательных учреждений устанавливаются выше средней заработной платы в промышленных отраслях субъекта РФ, но не ниже средней заработной платы в промышленных отраслях России. |
В первых версиях законопроекта конкретных норм не было.
В последней версии, перед внесением в Государственную Думу правительственный законопроект устанавливал, что средняя зарплата педагога должна быть не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики в субъекте РФ.
Но перед внесением в Государственную Думу правительственный законопроект видимо подвергся цензуре в Минфине, после чего конкретные нормы об уровне зарплаты педагогов из законопроекта исчезли. |
15. Доплата за классное руководство. |
Нормы отсутствуют. |
Устанавливается доплата 3000 рублей в месяц. |
Согласно так называемому национальному проекту «Образование» в 2006 г. была установлена в размере 1000 рублей и с тех пор не индексровалась. |
16. Зарплата мастеров производственного обучения в системе начального профессионального образования. |
Нормы отсутствуют. |
Устанавливается выше полуторократного размера средней заработной платы в промышленных отраслях субъекта РФ, но не ниже полуторократного размера средней заработной платы в промышленных отраслях России. |
Законопроект ОДВ – КПРФ соответствует требованиям Ассоциации директоров учреждений начального и среднего профессионального образования. Существующая диспропорция в оплате труда производственников и мастеров производственного обучения не позволяет учреждениям образования подбирать и сохранять высококвалифицированных специалистов для подготовки высококвалифицированных рабочих. |
17. Зарплата преподавателей ссузов. |
Нормы отсутствуют. |
Средние ставки педагогических работников устанавливаются не ниже 150% от средней зарплаты в промышленных отраслях субъекта РФ, но не ниже полуторократного размера средней заработной платы в промышленных отраслях России.
|
Более высокая оплата труда по сравнению со средней по системе образования связана с необходимостью более высокой квалификации труда работников. |
18. Зарплата профессорско-преподавательского состава вузов. |
Нормы отсутствуют. |
Средние ставки педагогических работников устанавливаются на уровне не ниже двух средних заработных плат в промышленных отраслях РФ. Минимальная ставка педагогических работников вузов не может быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда. |
Норма в основном соответствует законам РФ «Об образовании» в редакциях 1992 и 1996 гг. и связана с особенно высокими требованиями к квалификации труда. |
19. Надбавки за ученую степень. |
Фактически отменяются установленные законом надбавки. |
Устанавливается для:
докторов наук – 15000 рублей; кандидатов наук – 8000 рублей вне зависимости от типа образовательной организации, в которой они работают.
|
|
20. Надбавки за ученое звание работников вузов. |
Фактически отменяются установленные законом надбавки. |
Устанавливается для: профессоров – 60 процентов ставки (оклада); доцентов – 40 процентов ставки (оклада).
|
|
21. Пенсионное обеспечение и иные социальные гарантии для педагогических работников. |
Нормы практически отсутствуют. |
Устанавливаются на уровне, предусмотренном действующим законодательством для государственных служащих. |
Норма соответствует требованиям нескольких десятков законодательных собраний регионов, направленным в Госдуму в начале 2000-х гг. |
22. Право педагогов на досрочную пенсию. |
Нормы отсутствуют, содержится лишь отсылка к пенсионному законодательству. |
Законопроект предусматривает право на досрочную пенсию для всех педагогов, работающих с детьми, независимо от должности, типа и вида организации для детей. |
|
23. Педагоги дополнительного образования детей. |
Организации дополнительного образования детей упоминаются только применительно к детским школам искусств. |
Законопроект устанавливает тип образовательной организации – организация дополнительного образования детей. |
Официальный законопроект лишает значительную часть педагогов дополнительного образования права на досрочную пенсию, поскольку такое право имеют лишь педагогические работники образовательных организаций для детей. |
24. Финансовые гарантии реализации права педагогов на повышение квалификации. |
Нормы отсутствуют. |
Затраты на повышение квалификации педагогических работников включаются в норматив финансового обеспечения госгарантий в сфере образования. |
|
25. Право на дошкольное образование. |
Дошкольное образование общедоступно и бесплатно. |
Дошкольное образование общедоступно и бесплатно. |
Соответствует конституционной норме. |
26. Размер компенсаций родительской платы за содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях. |
Компенсация устанавливается: на первого ребенка – не менее 20%; на второго ребенка – 50%; на третьего ребенка – 70% родительской платы. |
Компенсация устанавливается: на первого ребенка – 40%; на второго ребенка – 70%; на третьего и последующих детей – 100% родительской платы.
Федеральный бюджет участвует в софинансировании по принципу 50:50. |
Более высокий уровень компенсаций в законопроекте ОДВ – КПРФ направлен на стимулирование демографического роста и поддержку многодетных семей. |
27. Компенсация затрат родителей на образование детей в негосударственных дошкольных учреждениях. |
К расходным обязательствам субъекта РФ отнесено финансирование получения дошкольного образования в аккредитованных частных образовательных организациях в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. |
Затраты родителей должны компенсироваться в соответствии с нормативами финансирования, установленными для государственных и муниципальных дошкольных учреждений в субъекте РФ.
|
Нормы практически совпадают, механизм, предложенный ОДВ – КПРФ, более правильный, т.к. делает работу негосударственных дошкольных организаций независимой от несвоевременного финансирования. Поскольку эта норма отсутствовала в предыдущих версиях законопроекта, можно считать, что она заимствована из законопроекта ОДВ – КПРФ. |
28. Число детей в группе детского сада. |
Нормы отсутствуют. |
Не более 20. |
Положение направлено, в частности, против переполнения детских садов. В настоящее время Роспотребнадзор разрешил принимать в них детей из расчёта площади 2 кв.м. на одного ребёнка. |
29. Право на общее (школьное) образование. |
Общее (школьное) образование обязательно и бесплатно. |
Общее (школьное) образование обязательно и бесплатно. |
Оба законопроекта расширяют права, предусмотренные Конституцией, где обязательным и бесплатным признается только основное общее образование. |
30. Возможность конкурсного отбора в дошкольные образовательные учреждения и школы. |
Конкурсный отбор в дошкольные образовательные учреждения, а также в школы (за исключением старших классов с углублённым изучением отдельных предметов, школ искусств и спортивных школ) запрещается. |
Конкурсный отбор в дошкольные образовательные учреждения, а также в школы (за исключением старших классов с углубленным изучением отдельных предметов, школ искусств и спортивных школ) запрещается. |
Хотя, согласно действующей Конституции и Закону РФ «Об образовании», дошкольное и общее образование в России общедоступно и бесплатно, прямой запрет проводить конкурс в соответствующие учреждения в действующем законодательстве отсутствует, а потому конкурсный отбор и разного рода тестирования приобрели широкое распространение. Законопроектом ОДВ – КПРФ предложено полностью исключить такую возможность, превращающую образование из «социального лифта» в средство ранней социальной сегрегации. Третья версия официального законопроекта целиком заимствует это предложение, хотя прежде Правительство и думское большинство провалили аналогичный законопроект депутата Смолина. |
31. Бюджетное финансирование негосударственной школы. |
К расходным обязательствам субъекта РФ отнесено финансирование получения школьного образования в аккредитованных частных образовательных организациях в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. |
Затраты родителей на обучение детей в негосударственной школе должны компенсироваться по нормативам финансирования, установленным для государственных школ.
|
Нормы практически совпадают. Механизм, предложенный ОДВ – КПРФ, более правильный, т.к. делает работу негосударственной школы независимой от несвоевременного финансирования. Поскольку эта норма отсутствовала в предыдущих версиях законопроекта, можно считать, что она заимствована из законопроекта ОДВ – КПРФ. |
32. Число детей в классе. |
Норма отсутствует. |
Не более 20. |
Сокращение числа детей в классе приведёт к повышению качества школьного образования и позволит отказаться от массовых сокращений 200 тыс. школьных учителей, объявленных Минобрнауки неизбежными. |
33. Финансирование сельской школы. |
Школы, отнесённые органами государственной власти субъектов РФ к малокомплектным или сельским, должны финансироваться с учетом затрат, не зависящих от количества учеников. |
Финансирование малокомплектной сельской школы осуществляется вне зависимости от количества учащихся. |
В первых версиях официального проекта норма отсутствовала и по смыслу заимствована из проекта ОДВ – КПРФ. Однако региональная власть вправе выбирать, какие именно школы относить к малокомплектным или сельским. Это создает возможность для произвола. |
34. Нефинансовые гарантии сохранения сельской школы. |
Реорганизация и ликвидация сельских школ возможна с согласия органа местного самоуправления данного поселения. |
Без согласия сельского схода запрещается не только ликвидация, но и реорганизация сельской школы. |
По данным Минобрнауки, количество школ в России составляло:
1995-1996 – 68971;
2000-2001 – 67063;
2005-2006 – 61497;
2009-2010 – 51583;
2010-2011 – 48662.
Таким образом, во второй половине 1990-х гг. оно сократилось на 1 908 школ, а в ХХI веке – на 18 401.
Это не только нарушает право ребёнка на образование на селе, но и представляет собой угрозу национальной безопасности, создавая огромные пустующие территории при перенаселённых пограничных государствах. Гарантии правительственного законопроекта более слабые: на депутатов давить легче, чем на сельский сход.
|
35. Территориальная доступность сельской школы. |
Нормы отсутствуют. |
Не допускается закрытие или реорганизация сельской школы, если это приведет к тому, что расстояние от места жительства учащегося до школы составит более двух километров. |
|
36. Коммунальные льготы для сельских педагогов. |
Размер, условия, порядок возмещения расходов на коммунальные льготы учителей устанавливают субъектами РФ. Прямые гарантии сохранения льгот отсутствуют. В большинстве регионов льготы будут сокращаться. |
Предусматривает сохранение в полном объеме коммунальных льгот, установленных законом «Об образовании» 1992 г., включая бесплатную аренду и (или) обслуживание жилья с бесплатным отоплением и электроэнергией для сельских педагогов. |
Законопроект Минобрнауки понижает доходы и статус сельского педагога, и без того крайне низкие. В большинстве регионов льготы будут сокращаться. Третья версия официального проекта сделала шаг назад даже по сравнению с предыдущими версиями. |
37. Обеспечение школьников учебной литературой. |
Осуществляется за счет региональных бюджетов в соответствии с установленными нормативами. |
Осуществляется за счет региональных бюджетов при поддержке федерального бюджета. |
На практике нормативы финансового обеспечения, указанные в правительственном проекте, не позволяют закупать учебники для всех детей; во многих регионах выделенных средств хватает только для начальных классов или даже только для первого класса. |
38. Отбор учебной литературы и выпускающих ее издательств. |
Минобрнауки вправе отбирать для школ учебники, учебные пособия, а также издательства, которым разрешено издавать учебную литературу. |
Минобрнауки вправе отбирать для школ учебники и учебные пособия, но не издающие их организации. |
Отбор издательств, которым разрешено издавать учебную литературу, лишён всякого смысла и представляет собой явный шаг к монополизации рынка учебных изданий. Вследствие этого он создаёт условия для коррупции. |
39. Итоговая аттестация в школе. |
Основная форма – ЕГЭ с использованием тестоподобных заданий с выбором ответа. |
Экзамены в традиционной форме с участием внешних экзаменаторов; желающие выпускники вправе сдать ЕГЭ; тестирование может применяться для текущего контроля знаний. |
По мнению большинства независимых экспертов, ЕГЭ в тестоподобной форме препятствует развитию творческих способностей, заменяя настоящее образование «дрессировкой». Согласно опросам социологов, большая часть населения России считает возможным ЕГЭ только на добровольной основе и предпочитает традиционные формы экзаменов. (По данным всероссийского социологического опроса Фонда Общественное Мнение (июль 2008 г.), 54% опрошенных считают, что у выпускников должно быть право выбора: сдавать экзамены в форме ЕГЭ или по прежней системе. Среди людей с высшим образованием эту точку зрения поддержали 70%).
|
40. Начальное профессиональное образование (НПО). |
Как особый уровень образования отсутствует и заменяется либо профессиональным обучением (т.е. выработкой элементарных навыков профессиональной деятельности), либо подготовкой высококвалифицированных рабочих в рамках среднего профессионального образования. |
Сохраняется начальное профессиональное образование как особый образовательный уровень и учреждения НПО, которые этот уровень реализуют. Начальное профессиональное образование общедоступно и бесплатно. |
Следствия законопроекта Минобрнауки очевидны: большинство современных учащихся системы НПО не смогут получить среднего профессионального образования и вынуждены будут довольствоваться элементарными профессиональными навыками без повышения общеобразовательного уровня. Поэтому данное предложение вызвало бурю протестов. В настоящее время на руках у автора находятся письма протеста, подписанные десятками академиков, ассоциациями учреждений, организациями-работодателями, включая Газпром и угольные шахты, а также лично изобретателем автомата М. Калашниковым.
|
41. Право на среднее профессиональное образование (СПО). |
СПО общедоступно и бесплатно, за исключением случаев, когда требуется наличие у поступающих особых творческих способностей, физических и психологических качеств. Если на отдельные особо престижные специальности число поданных заявлений превышает число бюджетных мест, то проводится конкурс.
|
СПО общедоступно и бесплатно, за исключением случаев, когда требуется наличие у поступающих особых творческих способностей, физических и психологических качеств. Если на отдельные особо престижные специальности число поданных заявлений превышает число бюджетных мест, то проводится конкурс.
|
Конституция предусматривает общедоступность и бесплатность СПО. |
42. Право на высшее профессиональное образование. |
Высшее профессиональное образование бесплатно на конкурсной основе. |
Высшее профессиональное образование бесплатно на конкурсной основе. |
Оба законопроекта в этой части соответствуют Конституции РФ. |
43. Льготы при поступлении в высшие учебные заведения. |
Большинство существующих льгот ликвидируются, в т.ч. для детей-сирот, и заменяются возможностью учиться на подготовительных отделениях. В пределах квоты, которая устанавливается вузом и не может быть менее 10 процентов, льготы сохраняются только для детей-инвалидов, инвалидов I и II групп. |
Сохраняются существующие льготы, в т.ч. для детей-сирот и инвалидов. Льготы распространяются на инвалидов с детства III группы по слуху. Минобрнауки предоставляется право устанавливать квоты для абитуриентов-льготников в МГУ и СПбГУ, а также в другие вузы по отдельным специальностям.
(По общему признанию психологов и педагогов-дефектологов, инвалидность по слуху является самой проблемной с точки зрения образования. Поэтому инвалиды по слуху нуждаются в особой поддержке. Основная масса глухих людей и людей с нарушениями слуха имеют только третью группу инвалидности).
|
Сохранение льгот при поступлении в вузы, в особенности для сирот и инвалидов, необходимо в целях уменьшения неравенства образовательных возможностей, которое в России превысило допустимые пределы. Это своеобразная привилегия во имя равенства. При этом следует иметь в виду, что, например, инвалиды составляют не более 1% студентов и не более 1,5% абитуриентов в России.
В первых версиях официального законопроекта льготы для абитуриентов отсутствовали вообще. В третьей версии они заимствованы из проекта ОДВ – КПРФ. |
44. Льготы при поступлении в магистратуру. |
Нормы отсутствуют. |
Льготы предоставляются инвалидам I и II групп, а также инвалидам с детства III группы по слуху. |
Нормы законопроекта ОДВ – КПРФ направлены на обеспечение инвалидам возможности получения полноценного высшего образования. |
45. Соотношение бюджетного и внебюджетного высшего образования. |
За счет средств федерального бюджета гарантируется финансирование высшего образования не менее 800 граждан из каждых 10 тыс. в возрасте от 17 до 30 лет.
|
За счет средств федерального бюджета гарантируется финансирование высшего образования не менее 260 студентов на 10 тыс. населения
|
В 1980 г. в расчёте на 10 тыс. населения в СССР было 220 бюджетных студентов. В настоящее время, по данным, озвученным на коллегии Минобрнауки в январе 2011 г., этот показатель составляет 172 студента на 10 тыс. населения.
Очевидно, что для перехода к «обществу знаний» этот норматив должен быть резко повышен. Расчет численности студентов на 10 тыс. населения является всемирно признанным, тогда как расчет доли студентов от населения 17-30 лет представляет собой некоторую отечественную «инновацию». При этом по предварительным расчётам, предложенный Минобрнауки норматив соответствует 182 студентам на 10 тыс. населения, т.е. на 78 студентов (30%) меньше, чем в проекте ОДВ – КПРФ.
|
46. Бюджетное финансирование негосударственных профессиональных учебных заведений. |
Предполагается осуществлять исключительно на основе государственных заданий. |
Аккредитованные негосударственные профессиональные образовательные учреждения финансируются на основе государственных заданий. |
|
47. Основные виды высших учебных заведений. |
Нормы отсутствуют. Устанавливаются лишь категории университетов, находящихся в ведении РФ. Особый статус имеют Московский и Санкт-Петербургский университеты.
|
Институт, академия, университет. Категории университетов:
— федеральный;
— исследовательский.
МГУ и СПбГУ имеют особый статус. Федеральным законом особый статус может быть придан также другим вузам, имеющим особую общероссийскую значимость.
|
Последствия принятия правительственного законопроекта в этой части трудно прогнозируемы. Например, если при лицензировании и аккредитации вузов будут применены критерии, в настоящее время установленные для университетов, большинство действующих академий и институтов либо будут закрыты, либо принудительно «реструктуризированы» путём их искусственного присоединения к крупным университетам.
|
48. Отношение к Болонскому процессу и двухуровневой системе высшего образования. |
Принудительный перевод большинства вузов на программы бакалавриата. Сокращение для большинства студентов сроков обучения на один год, а количества занятий по профильным предметам – на 40%. Реально это будет зависеть от перечня направлений подготовки, устанавливаемых Минобрнауки по каждому уровню высшего образования. |
Добровольность участия в Болонском процессе; право выбора между программами бакалавриата и «специалитета» сохраняется за вузами, а траектории обучения – за студентами: после бакалавриата можно перейти на «специалитет» или в магистратуру, после «специалитета» – в магистратуру без дополнительного конкурса. |
Законопроект Минобрнауки для большинства студентов ограничивает доступ к высшему образованию второй ступени, что приведёт к понижению качества высшего образования. |
49. Выборы ректоров государственных и муниципальных вузов. |
Требуется предварительная аттестация кандидатов на должность ректора. Ректоры МГУ и СпбГУ и федеральных университетов назначаются Президентом без избрания коллективом вуза.
|
Ректор любого государственного и муниципального высшего учебного заведения избирается общим собранием коллектива, без всякой предварительной аттестации. В случае неутверждения его учредителем проводятся новые выборы. Если тот же кандидат набрал не менее 2/3 участников общего собрания (конференции) вуза, он назначается учредителем в обязательном порядке.
|
Законопроект ОДВ-КПРФ восстанавливает демократические процедуры управления вузом.
|
50. Социальная стипендия учащихся в государственных (муниципальных) профессиональных учебных заведениях. |
Фактически норма отсутствует. Размер стипендии законом не определяется.
До цензуры Минфина правительственный законопроект устанавливал, что размер социальной стипендии не может быть ниже 1,5 минимального размера академической стипендии (см. позицию 51). |
Соответствует прожиточному минимуму трудоспособного населения. |
Законопроект ОДВ – КПРФ имеет целью уменьшение неравенства образовательных возможностей, которое в России превысило допустимые пределы, а также повышение качества образования, поскольку студенты с низкими доходами при современном уровне стипендии не имеют возможности нормально учиться.
|
51. Расчётная академическая стипендия студентов вузов в государственных (муниципальных) учебных заведениях. |
Фактически норма отсутствует. Размер стипендии законом не определяется. До цензуры Минфина правительственный законопроект устанавливал минимальный размер академической стипендии на уровне половины минимального размера оплаты труда.
|
Устанавливается на уровне 80% от прожиточного минимума трудоспособного населения. |
В конце первого полугодия 2011 г. «минималка» в России составляла 4600 руб., а прожиточный минимум работающего человека – около 7000 руб. Соответственно, стипендия должна составить 2300 руб. / 7000 руб. = около 33% от прожиточного минимума или примерно в 2,5 раза меньше того, что предложено законопроектом ОДВ – КПРФ. Этот проект предлагает восстановить уровень стипендий советского периода.
|
52. Академическая стипендия студентов ссузов в государственных (муниципальных) учебных заведениях. |
Фактически норма отсутствует. Размер стипендии законом не определяется.
До цензуры Минфина правительственный законопроект устанавливал минимальный размер академической стипендии на уровне одной трети минимального размера оплаты труда. |
Устанавливается на уровне 60% от прожиточного минимума трудоспособного населения. |
Одна треть минимальной заработной платы в настоящее время составляет около 1500 руб. или около 21% от прожиточного минимума работающего человека, т.е. примерно втрое ниже, чем предлагается проектом ОДВ – КПРФ. Стипендия в проекте ОДВ – КПРФ соответствует уровню советского периода. В настоящее время составляет около 7% от прожиточного минимума трудоспособного населения.
|
53. Академическая стипендия учащихся системы НПО в государственных (муниципальных) учебных заведениях. |
Нормы отсутствуют. |
Устанавливается на уровне 40% от прожиточного минимума трудоспособного населения. |
В настоящее время стипендия составляет около 7% от прожиточного минимума; в советский период была установлена на уровне 80% от прожиточного минимума; показатель снижен с учётом того, что большинство учащихся системы НПО имеют право на социальную стипендию. |
54. Стипендии аспирантов, адъюнктов, ординаторов и стажеров. |
Фактически норма отсутствует. Размер стипендии законом не определяется.
До цензуры Минфина правительственный законопроект устанавливал размер стипендии на уровне минимального размера оплаты труда. |
Устанавливаются на уровне трёх социальных стипендий студентов вузов, т.е. не менее трёхкратного размера прожиточного минимума трудоспособного населения. |
|
55. Стипендия докторантов. |
Норма отсутствует. |
Устанавливается на уровне шести размеров прожиточного минимума трудоспособного населения. |
|
56. Финансирование питания школьников в государственных (муниципальных) учебных заведениях. |
Конкретные нормы отсутствуют.
Определяется решениями органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. |
Организация питания софинансируется из федерального и региональных бюджетов по принципу 50:50, при этом финансирование из федерального бюджета составляет не менее 1% от прожиточного минимума по РФ в целом в день в расчёте на одного учащегося.
|
По данным Минобрнауки, в настоящее время около 30% «школьных» болезней связаны с некачественным или недостаточным питанием. Около 90 тыс. юношей ежегодно не призываются в армию из-за дефицита массы тела.
|
57. Финансирование питания в государственных (муниципальных) начальных и средних профессиональных учебных заведениях. |
Нормы отсутствуют за исключением финансирования питания обучающихся, находящихся на полном государственном обеспечении. |
Питание финансируется учредителем из расчёта 2% от прожиточного минимума в соответствующем регионе. |
Норма проекта ОДВ – КПРФ направлена на сохранение здоровья, социальную поддержку и помогает обеспечить армию здоровыми призывниками. |
58. Финансирование питания в государственных (муниципальных) высших учебных заведениях. |
Нормы отсутствуют. |
Питание финансируется учредителем из расчёта 3% от прожиточного минимума в соответствующем регионе. |
Норма проекта ОДВ – КПРФ направлена на сохранение здоровья студентов и их социальную поддержку. |
59. Право детей на дополнительное образование. |
Гарантии сформулированы в самом общем виде: «Государство гарантирует бесплатность и общедоступность дополнительного образования детей в пределах освоения основной общеобразовательной программы, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».
|
Детям гарантируется дополнительное образование на бесплатной основе.
|
В законопроекте Минобрнауки отсутствуют конкретные государственные гарантии поддержки дополнительного образования детей. Официальный текст труднопонимаем, содержит противоречия в определении. Видимо, имеется в виду бесплатность той внеучебной деятельности, которая предусмотрена школьным стандартом. Однако в настоящее время оплата внеурочной работы педагогов из стандарта фактически исключена.
|
60. Дополнительное образование взрослых. |
Гарантии сформулированы в самом общем виде: «обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности; адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека».
|
Гарантируется право граждан на дополнительное образование в течение всей жизни, в т.ч. для студентов и инвалидов – на бесплатной основе. |
|
61. Право на дополнительное профессиональное образование. |
Право на дополнительное профессиональное образование имеют только лица, имеющие или получающие среднее профессиональное или высшее образование. |
Право на дополнительное профессиональное образование имеют лица, имеющие среднее общее образование или профессиональное образование любого уровня. |
В первых версиях правительственный законопроект лишал большую часть выпускников ПТУ и школ права на повышение квалификации и профессиональную переподготовку.
В версии правительственного законопроекта, внесенного в Государственную Думу, такое право предоставляется, но не в форме дополнительного профессионального образования, а в форме профессионального обучения. |
62. Статус учреждений дополнительного образования. |
Конкретные нормы отсутствуют. |
Устанавливается равное положение учреждений дополнительного образования по сравнению со школами и профессиональными учебными заведениями в отношении бюджетного финансирования, налогов, аренды и других условий. |
В настоящее время учреждения и педагоги дополнительного образования даже в рамках самой образовательной системы имеют наиболее низкий статус, уровень оплаты труда и социальные гарантии. Законопроект ОДВ – КПРФ направлен на выравнивание их статуса с другими образовательными учреждениями и педагогами.
|
63. Статус педагогов дополнительного образования. |
Конкретные нормы отсутствуют. |
Устанавливается равное положение работников дополнительного образования с другими педагогами в отношении уровня оплаты труда и социальных гарантий. |
|
64. Права общественных объединений просветительского характера. |
Нормы отсутствуют. |
Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность в части реализации ими дополнительных образовательных программ.
|
Законопроект Минобрнауки отменяет специальные нормы, касающиеся деятельности просветительских организаций, включая Общество «Знание» России. Это приведёт к дальнейшему падению образовательного уровня населения. |
65. Государственная поддержка образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Гарантируется создание специальных образовательных условий, обеспечение бесплатно или на льготных условиях питанием, учебниками и иной учебной литературой, услугами сурдопереводчиков. |
Гарантируется создание специальных образовательных условий, включая повышенные нормативы финансирования, финансовое, реабилитационное и кадровое обеспечение, бесплатные учебники и услуги сурдопереводчиков. |
В законопроекте Минобрнауки отсутствуют повышенные нормативы финансирования и другие финансовые и социальные гарантии. Поскольку в первых версиях законопроекта нормы об учебной литературе и сурдопереводчиках отсутствовали, их можно считать частично заимствованными из проекта ОДВ – КПРФ. |
66. Социальная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях интернатного типа. |
В специальных интернатах дети с ограниченными возможностями здоровья находятся на условиях полного государственного обеспечения. |
В специальных интернатах дети с ограниченными возможностями здоровья находятся на условиях полного государственного обеспечения. |
Зафиксирована важная социальная гарантия с учетом практики расширения платных образовательных услуг в некоторых регионах, а также ФЗ № 83 от 08.05.2010, предполагающего дальнейшую коммерциализацию образования. |
67. Обеспечение питанием учащихся с ограниченными возможностями здоровья, не находящихся на полном государственном обеспечении. |
Обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. |
Обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. |
Норма в третьей редакции официального законопроекта заимствована из законопроекта ОДВ – КПРФ. |
68. Развитие интегрированного (инклюзивного) образования. |
Предусматривает параллельное существование коррекционных образовательных учреждений и интегрированного образования. |
Предусматривает параллельное существование коррекционных образовательных учреждений и интегрированного образования. Право выбора образовательного учреждения предоставляется родителям или совершеннолетнему гражданину. |
В обоих случаях норма соответствует интересам прав человека, международной практике и закрепляющим ее документам, но в официальном законопроекте отсутствует прямоустановленное право выбора между инклюзией и коррекционными учреждениями.
|
69. Статус музыкальных и художественных школ. |
Организации, реализующие предпрофессиональные образовательные программы. |
Организации начального профессионального образования, которые могут реализовывать также дополнительные образовательные программы для детей. |
В случае реализации положения законопроекта ОДВ – КПРФ выпускники музыкальных и художественных школ получат дипломы о начальном профессиональном образовании, дающие право на занятие определёнными видами профессиональной деятельности. |
70. Статус концертмейстеров. |
Нормы отсутствуют. |
Являются педагогическими работниками образовательных организаций для детей со всеми правами и социальными гарантиями последних, включая право на досрочную пенсию. |
|
71. Права иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность. |
Могут реализовывать только дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения. |
Могут реализовывать любые образовательные программы при наличии лицензии. |
Правительственный законопроект необоснованно ограничивает права других организаций иметь подразделения, реализующие образовательные программы дошкольного, профессионального или высшего образования. |
72. Право на индивидуальную педагогическую деятельность. |
Может осуществляться только при реализации общеобразовательных программ и программ профессионального обучения. |
Может осуществляться при реализации любых программ, которые могут осваиваться в форме самообразования и семейного образования. |
Официальный законопроект ограничивает возможность получения профессионального и высшего образования в форме самообразования, поскольку эта форма часто предполагает индивидуальную педагогическую деятельность в области высшего образования. Авторы официального законопроекта, видимо, не понимают, что индивидуальная педагогическая деятельность возможна только в сочетании с семейным образованием и самообразованием. Итоговая аттестация в данном случае возможна только в форме экстерната. |
73. Срок действия лицензии на право ведения образовательной деятельности. |
Бессрочно. |
Бессрочно. |
В обоих случаях бессрочный характер выдачи лицензии компенсируется усилением контроля за образовательными учреждениями. |
74. Срок действия свидетельства об аккредитации. |
6 лет по профессиональным образовательным программам; 12 лет – по остальным образовательным программам.
|
8 лет по профессиональным образовательным программам; 15 лет – по общеобразовательным программам.
|
В отношении добросовестно работающих образовательных учреждений законопроект ОДВ – КПРФ сокращает число обязательных и бюрократических процедур. |
75. Процедура аккредитации. |
Для профессиональных образовательных программ проводится по укрупнённым группам. |
По каждой программе проводится отдельно. |
Введение укрупненных групп приведет к тому, что отказ в аккредитации по одной программе из группы будет означать отказ в аккредитации в отношении всех программ, входящих в группу. При лишении аккредитации по одной программе из группы образовательная организация лишится аккредитации по всем программам этой группы.
|
76. Обязательность прохождения процедуры государственной аккредитации. |
Любая основная образовательная программа считается аккредитованной только после успешного прохождения аккредитационной процедуры. |
Высшие учебные заведения, которым предоставлено право работать по собственным образовательным стандартам (МГУ, СпбГУ, федеральные и национальные исследовательские университеты, а также иные вузы по перечню, утверждаемому Президентом РФ), считаются аккредитованными по всем реализуемым ими профессиональным образовательным программам без прохождения процедуры аккредитации.
|
Предоставление права работать по собственным стандартам означает признание государством высокого качества образования в данных вузах, своеобразную презумпцию качества образования. |
* * *
Как видит читатель, из 76 выделенных позиций в двух законопроектах совпадают 10. Различаются полностью или частично 36, а по 30 позициям официальный проект не содержит норм. По всем различающимся позициям проект ОДВ – КПРФ по сравнению с проектом Минобрнауки значительно расширяет права человека в области образования, повышает уровень финансовой и социальной поддержки образовательной системы и всех участников образовательного процесса. Как нам представляется, законопроект Министерства предполагает консервацию современной образовательной политики, которая приводит к понижению интеллектуального и человеческого потенциала страны. Напротив, альтернативный законопроект предполагает действительную модернизацию образования, способную стать базой для научно-технического прорыва и движения России по направлению к «обществу знаний».