. Москва
Два с половиной года действует в стране Федеральный закон «Об образовании в РФ». И уже причинил немало бед. Принимая его, Госдума VI созыва голосами «Единой России» отклонила наш, альтернативный проект закона «О народном образовании», в котором были собраны требования образовательного сообщества: профсоюзных, родительских, студенческих, ветеранских организаций; ректоров, профессоров и так называемых рядовых граждан. По нашим расчетам, в официальном законе на каждый относительный шаг вперед приходится, по меньшей мере, три шага назад. Стремясь исправить его пороки, мы внесли в Думу 23 законопроекта, из которых три приняты, 12 отклонены, а восемь не рассмотрены.
Убежден: не отказываясь от частных законопроектов, пора вновь противопоставить правительственному новый курс образовательной политики, выраженный в законодательной форме. Исходя из этого, 27 января 2016 года в Государственной Думе мной был представлен новый базовый законопроект «Об образовании – для всех», подготовленный совместно с фракцией КПРФ.
Предлагаем вашему вниманию краткую сравнительную характеристику содержания нашего законопроекта и действующего Закона об образовании и просим выразить свою позицию, проголосовав на нашем сайте в разделе «Опрос».
Концепция проекта федерального закона «Об образовании – для всех» в сравнении с действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
Линии сравнения
|
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (закон)
|
Проект федерального закона «Об образовании – для всех» (законопроект)
|
Примечания
|
1. Концептуальные (идеологические) установки, фактически положенные в основу закона (законопроекта) и государственной образовательной политики
|
|||
1.1. Место образования в обществе.
|
Образование принадлежит к сфере услуг.
|
Образование не является частью сферы обслуживания, но относится к сфере производства, причем самой важной – обеспечивает социальное и духовно-нравственное воспроизводство самого человека.
|
|
1.2. Характер педагогической деятельности.
|
Педагогическая деятельность – разновидность оказания услуг.
|
Педагогическая деятельность – разновидность социального служения, миссия.
|
В законопроекте ОДВ-КПРФ услугой признается исключительно деятельность за пределами реализации образовательных программ (консультационные услуги, репетиторство и т.п.).
|
1.3. Механизмы регулирования.
|
Сочетание государственного и рыночного регулирования при расширении последнего (коммерциализация образования).
|
Образование (по крайней мере, дошкольное и школьное) – преимущественно внерыночная сфера. Рыночные механизмы могут использоваться лишь как дополнительные.
|
|
1.4. Эффективность затрат на образование.
|
Затраты на образование – социальная нагрузка на экономику и бюджет, «бремя государства». Экономические гарантии развития образования практически отсутствуют.
|
Затраты на образование – не «бремя государства», но долгосрочные инвестиции в будущее, чрезвычайно выгодные для общества.
|
|
1.5. Основная цель образования.
|
Формирование «квалифицированного потребителя» и исполнителя (педагогика потребительства).
|
Многостороннее развитие способностей личности (творческая педагогика).
|
О необходимости пересмотра целей образования и переориентации на «квалифицированного потребителя» говорил экс-министр образования и науки А.Фурсенко на Селигере в 2008 году. Современная образовательная политика предполагает воспитание творцов и новаторов по преимуществу из так называемых одаренных детей и талантливой молодежи. Законопроект ставит целью развитие творческих способностей каждого человека.
|
1.6. Образовательные отношения.
|
Отношения учителя и ученика в широком смысле должны иметь преимущественно функциональный характер (формализованная педагогика).
|
Отношения учителя и ученика (в широком смысле) должны иметь преимущественно личностный характер. Образование в собственном смысле есть только там, где личность воздействует на личность (педагогика сотрудничества).
|
|
1.7. Ориентация содержания образования.
|
Ориентация преимущественно на прагматические задачи образования, включая функциональную грамотность (образование ради успеха и личной выгоды).
|
Ориентация на фундаментальное образование (образование ради культуры).
|
|
1.8. Образование и свобода совести.
|
Формальное провозглашение светского характера образования при фактических шагах к клерикализации школы.
|
Светский характер образования в государственных учебных заведениях.
|
|
1.9. Социальная направленность образования.
|
Ориентация преимущественно на элитарное образование: массовое примитивизированное образование – для большинства; высококачественное образование – для избранных (в основном для богатых и управляющих).
|
Ориентация преимущественно на эгалитарное образование: обеспечение максимально равных образовательных возможностей, высококачественное образование – для всех.
|
|
2. Экономика образования
|
|||
1. Концептуальные (идеологические) установки, фактически положенные в основу закона (законопроекта) и государственной образовательной политики
|
|||
2.1. Доля расходов консолидированного бюджета РФ на образование.
|
Нормы отсутствуют.
|
Не менее 7% от объема ВВП в РФ.
|
В настоящее время, по данным Росстата, доля расходов консолидированного бюджета России на образование составляет около 4 процентов.
|
2.2. Доля расходов федерального бюджета на высшее образование.
|
Нормы отсутствуют.
|
Не менее 7% от расходной части федерального бюджета.
|
В Законе РФ «Об образовании» в редакции 1996 г. расходы на высшее образование должны были составлять не менее 3%, однако в условиях передачи большей части социальных расходов в бюджеты субъектов РФ, расходная часть федерального бюджета сократилась. Этот показатель необходимо повысить.
|
2.3. Финансовые гарантии бесплатного высшего образования.
|
За счет средств федерального бюджета гарантируется финансирование высшего образования не менее 800 граждан из каждых 10 тыс. в возрасте от 17 до 30 лет.
|
За счет средств Федерального бюджета гарантируется финансирование высшего образования не менее 220 студентов на 10 тыс. населения.
|
В 1980 г. в расчёте на 10 тыс. населения в СССР было 220 бюджетных студентов. В настоящее время этот показатель составляет 138,5 и к 2020 году может снизиться до 125 в связи со снижением численности населения в возрасте от 17 до 30 лет.
|
2.4. Принципы финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений.
|
Подушевое финансирование с оговорками в отношении малокомплектных и (или) сельских школ.
|
Нормативное финансирование, при котором не менее 30% финансовых средств учреждение получает по смете, независимо от количества учащихся, а остальные средства – по подушевому принципу.
|
Опыт развитых стран показывает, что подушевой принцип финансирования образовательных учреждений используется практически везде, но нигде – в качестве единственного. В противном случае неравенство возможностей в сфере образования резко усиливается.
|
2.5. Налогообложение образовательных организаций.
|
Нормы отсутствуют.
|
В части доходов, направляемых в образовательный процесс (включая зарплату) в данном учреждении (в т.ч. негосударственном), учреждение освобождается от всех налогов и платежей.
|
Законопроект ОДВ – КПРФ в этой части соответствует нормам российских законов «Об образовании» 1992 и 1996 гг. и практике большинства индустриально развитых стран. Напротив, налогообложение образовательных учреждений приводит к повышению платы за обучение и нарушает принцип равенства условий деятельности государственных и негосударственных учреждений.
|
2.6. Образовательное кредитование.
|
Предусматривается в самом общем виде для студентов ссузов и вузов (включая основной и сопутствующий образовательные кредиты); условия, размеры и порядок государственной поддержки образовательного кредитования устанавливается исключительно Правительством РФ.
|
Предусматривается возможность получения всеми нуждающимися образовательного и социального образовательного кредитов; ставка по кредитам устанавливается на уровне половины ставки рефинансирования ЦБ РФ. Срок погашения кредита – не менее 20 лет; кредит погашается при наличии у выпускника зарплаты не менее пяти прожиточных минимумов в субъекте РФ, где проживает выпускник. В случае отъезда гражданина на постоянное место жительства за рубеж кредит возвращается полностью до отъезда. |
С учётом отечественных особенностей соответствует практике государств с либеральной моделью экономики и низкой долей бюджетных студентов (Великобритания, США).
|
3. Система образования
|
|||
3.1. Структура системы образования.
|
Включает: образовательные стандарты, образовательные программы, организации, осуществляющие образовательную деятельность, органы управления образованием, объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения.
|
Дополнительно включены профессиональные союзы.
|
Действующий закон не включает в структуру системы образования профессиональные союзы, в том числе объединения педагогических работников.
|
3.2. Информационно-образовательная политика.
|
Нормы отсутствуют.
|
Государство создает общедоступные теле- радиоканалы (программы), специально предназначенные для реализации образовательных программ и повышения образовательного уровня населения. Государство поддерживает негосударственные теле- радиоканалы, реализующие образовательные программы для населения, в том числе выделяя гранты и предоставляя налоговые льготы.
|
Одна из главных причин падения образовательного уровня населения РФ, признанного Президентом страны и зафиксированного сравнительными международными исследованиями, – явный недостаток образовательных программ на федеральных теле-радио каналах, их примитивно развлекательная ориентация. Воссоздание специальных образовательных каналов и стимулирование производства образовательных программ на иных каналах представляется абсолютно необходимым условием повышения престижа образования и уровня культуры в обществе.
|
3.3. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
|
Образовательные организации вправе использовать дистанционные образовательные технологии и (или) электронное обучение при реализации программ различных уровней и направленности при всех формах обучения и их сочетании, за исключением случаев, установленных законом.
|
Нормы в основном совпадают. Кроме того Федеральная программа развития образования в обязательном порядке должна включать подпрограмму развития электронного обучения.
|
В высокоразвитых странах использование современных образовательных технологий, включая электронное обучение, рассматривается как основное направление повышения конкурентоспособности образования и образовательного уровня населения в целом. По признанию Д. Медведева, Российская Федерация в этом отношении существенно отстает, причем отставание увеличивается.
|
3.4. Материально-техническое обеспечение электронного обучения и дистанционного образования.
|
Нормы отсутствуют.
|
Учащиеся, осваивающие образовательные программы посредством электронного обучения, в т.ч. дистанционных образовательных технологий, за счет средств бюджетов РФ, должны быть обеспечены компьютерной и иной электронной техникой, программным обеспечением, доступом к телекоммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам за счет средств этих бюджетов.
|
|
3.5. Особенности лицензирования при реализация образовательных программ посредством электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
|
Лицензионные требования должны учитывать реализацию образовательных программ посредством электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
|
Нормы совпадают.
|
|
3.6. Электронные университеты.
|
Нормы отсутствуют.
|
Наряду с категориями «Федеральный университет» и «Национальный исследовательский университет» вводится категория «электронный университет».
|
|
3.7. Права иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
|
Могут реализовывать только дополнительные образовательные программы, программы профессионального обучения и программы дошкольного образования.
|
Могут реализовывать любые образовательные программы при наличии лицензии.
|
Действующий закон необоснованно ограничивает права других организаций иметь подразделения, реализующие образовательные программы профессионального или высшего образования.
|
3.8. Право на индивидуальную педагогическую деятельность.
|
Индивидуальная педагогическая деятельность характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая индивидуальным предпринимателем непосредственно. Может осуществляться только при реализации общеобразовательных программ и программ профессионального обучения.
|
Может осуществляться при реализации любых программ, которые могут осваиваться в форме самообразования и семейного образования.
|
Действующий закон ограничивает возможность получения профессионального и высшего образования в форме самообразования, поскольку эта форма часто предполагает индивидуальную педагогическую деятельность.
|
4. Статус и социальные гарантии учащихся (родителей, законных представителей)
|
|||
4.1. Финансовое обеспечение семейного образования.
|
Нормы отсутствуют.
|
Родителям, обеспечивающим получение детьми общего образования в семье, выплачивается компенсация в размере соответствующих нормативов финансирования государственных (муниципальных) образовательных учреждений за исключением расходов на прохождение промежуточных и итоговых государственных аттестаций.
|
Соответствует требованиям многочисленных родительских объединений.
|
4.2. Права учащихся, осваивающих программы общего образования в форме семейного образования (самообразования).
|
Предоставляются академические права учащихся школ только на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации. Социальные права учащихся школ им не предоставляются.
|
Относятся к категории учащихся школ, поэтому им предоставляются все академические и социальные права учащихся.
|
|
4.3. Финансирование питания школьников в государственных (муниципальных) учебных заведениях.
|
Конкретные нормы отсутствуют. Определяется решениями органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
|
Организация питания софинансируется из федерального и региональных бюджетов по принципу 50:50, при этом финансирование из федерального бюджета составляет не менее 1% от прожиточного минимума по РФ в целом в день в расчёте на одного учащегося.
|
По данным Минобрнауки, в настоящее время около 30% «школьных» болезней связаны с некачественным или недостаточным питанием. Около 90 тыс. юношей ежегодно не призываются в армию из-за дефицита массы тела.
|
4.4. Финансирование питания в государственных (муниципальных) средних профессиональных учебных заведениях.
|
Нормы отсутствуют за исключением финансирования питания обучающихся, находящихся на полном государственном обеспечении.
|
Питание финансируется учредителем из расчёта 2% от прожиточного минимума в соответствующем регионе.
|
Норма законопроекта направлена на сохранение здоровья, социальную поддержку и помогает обеспечить армию здоровыми призывниками.
|
4.5. Финансирование питания в государственных (муниципальных) высших учебных заведениях.
|
Нормы отсутствуют.
|
Питание финансируется учредителем из расчёта 2% от прожиточного минимума в соответствующем регионе.
|
Норма законопроекта направлена на сохранение здоровья студентов и их социальную поддержку.
|
4.6. Право на социальную стипендию студентов государственных (муниципальных) ссузов и вузов.
|
Стипендия выплачивается студентам, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий либо имеющим право на получение государственной социальной помощи, а также студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б» — «г» пункта 1 , подпунктом «а» пункта 2 и подпунктами «а» — «в» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
|
Помимо перечисленных в левом столбце категорий студентов стипендия выплачивается: 1) учащимся из малообеспеченных семей, среднегодовой размер дохода в которых составляет не более двух прожиточных минимумов в соответствующем субъекте Российской Федерации; 2) иным учащимся, нуждающимся в социальной поддержке, по решению коллегиального органа управления образовательной организации.
|
|
4.7. Размер социальной стипендии студентов ссузов.
|
Выплачивается в размерах, определяемых образовательной организацией, не может быть меньше норматива, установленного Правительством (в настоящее время это 730 рублей в месяц).
|
Соответствует прожиточному минимуму трудоспособного населения (на 1 января 2016 года 10436 рублей).
|
Законопроект имеет целью уменьшение неравенства образовательных возможностей, которое в России превысило допустимые пределы, а также повышение качества образования, поскольку студенты с низкими доходами при современном уровне стипендии не имеют возможности нормально учиться.
|
4.8. Размер социальной стипендии студентов вузов.
|
Выплачивается в размерах, определяемых образовательной организацией, не может быть меньше норматива, установленного Правительством (в настоящее время это 2010 рублей).
|
Соответствует прожиточному минимуму трудоспособного населения (на 1 января 2016 года 10436 рублей).
|
В настоящее время составляет 19 процентов от размера прожиточного минимума трудоспособного населения.
|
4.9. Расчётная академическая стипендия студентов вузов в государственных (муниципальных) учебных заведениях.
|
Выплачивается в размерах, определяемых образовательной организацией, не может быть меньше норматива, устанавливаемого Правительством (в настоящее время это 1340 рублей в месяц).
|
Устанавливается на уровне 80% от прожиточного минимума трудоспособного населения (на 1 января 2016 года около 8350 рублей).
|
В настоящее время составляет около 13 процентов от размера прожиточного минимума трудоспособного населения.
|
4.10. Академическая стипендия студентов ссузов в государственных (муниципальных) учебных заведениях.
|
Определяется образовательной организацией и не может быть меньше норматива, устанавливаемого Правительством (в настоящее время 487 рублей в месяц).
|
Устанавливается на уровне 60% от прожиточного минимума трудоспособного населения (на 1 января 2016 года 6262 рубля).
|
Стипендия в законопроекте соответствует уровню советского периода. В настоящее время составляет менее 5% от прожиточного минимума трудоспособного населения.
|
4.11. Стипендии аспирантов, адъюнктов, ординаторов и стажеров.
|
Определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, не может быть ниже норматива, устанавливаемого Правительством (в настоящее время этот норматив составляет для аспирантов 2637 рублей в месяц, по ряду направлений подготовки, перечень которых устанавливается Минобранауки, — 6330 рублей в месяц, для ординаторов 6717 рублей, для ассистентов-стажеров – 2637 рублей).
|
Устанавливаются на уровне двух размеров прожиточного минимума трудоспособного населения (на 1 января 2016 года 20872 рубля).
|
В основном соответствуют советскому периоду.
|
4.12. Плата за общежитие.
|
Может ограничиваться учредителем.
|
Не может превышать пяти процентов минимального размера академической стипендии.
|
В настоящее время ограничивается учредителем на уровне платы за социальный наём жилья с использованием коэффициентов 1 для общежитий квартирного типа, 0,75 – для общежитий гостиничного типа и 0,5 – для общежитий коридорного типа.
|
5. Статус и социальные гарантии педагогических работников
|
|||
5.1. Уровень зарплаты воспитателей детских садов.
|
Нормы фактически отсутствуют.
|
Средняя ставка педагогических работников учреждений дошкольного образования не может быть ниже средней заработной платы по данному региону и по Российской Федерации в целом.
|
|
5.2. Уровень зарплаты школьных учителей.
|
Средняя заработная плата учителей устанавливается не ниже средней заработной платы по субъекту Российской Федерации.
|
Средняя ставка учителей не может быть ниже средней заработной платы по данному региону и по Российской Федерации в целом.
|
В настоящее время соответствие средней заработной платы учителя норме закона реализуется путем увеличения нагрузки (в среднем до 28 аудиторных часов в неделю при норме 18).
|
5.3. Зарплата преподавателей профессиональных образовательных организаций, в том числе мастеров производственного обучения.
|
Нормы отсутствуют.
|
Средние ставки педагогических работников профессиональных образовательных организаций устанавливаются не ниже 150% от средней зарплаты по данному региону и по Российской Федерации в целом.
|
Более высокая оплата труда по сравнению со средней зарплатой учителя школы связана с необходимостью более высокой квалификации труда работников.
|
5.4. Зарплата профессорско-преподавательского состава вузов.
|
Нормы отсутствуют.
|
Средние ставки педагогических работников вузов — не ниже 200% от средней заработной платы по данному региону и по Российской Федерации в целом.
|
Норма в основном соответствует законам РФ «Об образовании» в редакциях 1992 и 1996 гг. и связана с особенно высокими требованиями к квалификации труда.
|
5.5. Размер минимальной ставки преподавателей вузов.
|
Нормы отсутствуют.
|
Минимальная ставка педагогических работников вузов не может быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда.
|
|
5.6. Надбавки за ученую степень.
|
Нормы отсутствуют.
|
Устанавливаются для: докторов наук – 15000 рублей; кандидатов наук – 8000 рублей, вне зависимости от типа образовательной организации, в которой они работают.
|
|
5.7. Надбавки за ученое звание работников вузов.
|
Нормы отсутствуют.
|
Устанавливаются для: профессоров – 60 процентов ставки (оклада); доцентов – 40 процентов ставки (оклада). |
Соответствует Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года.
|
5.8. Пенсионное обеспечение и иные социальные гарантии для педагогических работников.
|
Нормы практически отсутствуют.
|
Устанавливаются на уровне, предусмотренном действующим законодательством для государственных служащих.
|
Норма соответствует требованиям большинства законодательных собраний регионов, направленным в Госдуму в начале 2000-х гг.
|
5.9. Право педагогов на досрочную пенсию.
|
Нормы фактически отсутствуют, содержится лишь отсылка к пенсионному законодательству.
|
Устанавливается для всех педагогов, работающих с детьми, независимо от должности (специальности), типа и вида организации для детей.
|
|
5.10. Предельная нагрузка педагогических работников.
|
Педагогические работники имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени.
|
Аудиторная нагрузка педагогического работника образовательной организации устанавливается в трудовом договоре (контракте) и не может превышать: — 18 часов в неделю при реализации программ общего образования (включая программы дополнительного образования); — 720 часов в год при реализации профессиональных образовательных программ.
|
|
5.11. Отпуска педагогов.
|
Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством.
|
Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.
|
В настоящее время Постановлением Правительства продолжительность отпуска установлена в зависимости от категории работников от 42 до 56 календарных дней.
|
6. Дошкольное образование
|
|||
6.1. Право на дошкольное образование.
|
Дошкольное образование общедоступно и бесплатно.
|
Дошкольное образование общедоступно и бесплатно.
|
Соответствует конституционной норме.
|
6.2. Возможность конкурсного отбора в дошкольные образовательные учреждения.
|
Конкурсный отбор в дошкольные образовательные учреждения запрещается.
|
Нормы совпадают.
|
|
6.3. Размер родительской платы за содержание детей в детских садах.
|
Нормы отсутствуют.
|
Не может превышать 20 процентов стоимости содержания, а для родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей – 10 процентов стоимости содержания.
|
Действующий закон ухудшил ситуацию по сравнению с Законом РФ «Об образовании», где содержалась норма, аналогичная норме законопроекта ОДВ-КПРФ.
|
6.4. Размер компенсаций родительской платы за содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях.
|
Компенсация устанавливается: на первого ребенка – не менее 20%; на второго ребенка – 50%; на третьего ребенка – 70% родительской платы. Субъектам Российской Федерации дано право выплачивать компенсации с учетом адресности критерии нуждаемости устанавливаются законами субъектов Российской Федерации).
|
Компенсация устанавливается: на первого ребенка – 40%; на второго ребенка – 70%; на третьего и последующих детей – 100% родительской платы. Федеральный бюджет участвует в софинансировании по принципу 50:50.
|
Более высокий уровень компенсаций в законопроекте ОДВ – КПРФ направлен на стимулирование демографического роста и поддержку многодетных семей.
|
6.5. Финансирование негосударственных дошкольных учреждений.
|
Осуществляется по нормам установленных для государственных (муниципальных) образовательных организаций.
|
Осуществляется по нормам финансирования государственных (муниципальных) образовательных учреждений.
|
Нормы практически совпадают, но в действующем законе имеется противоречие: финансируются частные образовательные организации по аккредитованным программам, но при этом образовательные программы дошкольного образования государственной аккредитации не подлежат.
|
6.6. Число детей в группе детского сада.
|
Нормы отсутствуют.
|
Не более 20.
|
Положение направлено, в частности, против переполнения детских садов. В настоящее время Роспотребнадзор разрешил принимать в них детей из расчёта площади 2 кв.м. на одного ребёнка. Во многих группах до 40 детей.
|
7. Общее образование
|
|||
7.1. Право на общее (школьное) образование.
|
Общее (школьное) образование обязательно и бесплатно.
|
Общее (школьное) образование обязательно и бесплатно.
|
Закон и законопроект расширяют права, предусмотренные Конституцией, где обязательным и бесплатным признается только основное общее образование.
|
7.2. Запрет конкурсного отбора в школы.
|
Конкурсный отбор в школы (за исключением старших классов с углублённым изучением отдельных предметов, школ искусств и спортивных школ) запрещается.
|
Нормы совпадают.
|
|
7.3. Бюджетное финансирование негосударственной школы.
|
Осуществляется по нормам финансирования государственных (муниципальных) образовательных организаций.
|
Осуществляется по нормам финансирования государственных (муниципальных) образовательных учреждений.
|
|
7.4. Виды общеобразовательных организаций.
|
Нормы отсутствуют.
|
Устанавливаются виды общеобразовательных организаций: школы, гимназии и лицеи.
|
Соответствует требованиям педагогов и родителей, поскольку позволяет получать дополнительное финансирование на реализацию программ повышенной сложности.
|
7.5. Структура государственных образовательных стандартов.
|
Включает требования к структуре основной образовательной программы, к уровню подготовки выпускников, к условиям реализации образовательных программ.
|
Включает также требования к: — содержанию основной образовательной программы, освоение которого необходимо для успешного прохождения промежуточных и государственных итоговых аттестаций: — уровню подготовки выпускников, достижение которого необходимо для успешного прохождения аттестаций (в стандарте среднего общего образования также для успешного прохождения вступительных испытаний в вузы).
|
Законопроект ОДВ – КПРФ возвращает содержание образования в стандарт в качестве его центрального элемента.
|
7.6. Перечень обязательных учебных предметов в школе.
|
Нормы отсутствуют. Перечень предметов устанавливается школьным стандартом.
|
Предлагается перечень обязательных для изучения в школе предметов: — русский язык, родной язык; — литература, родная литература; — иностранный язык (иностранные языки); — математика (включая алгебру и геометрию); — информатика; — история (включая историю России и всемирную историю); — обществознание (включая основы государства и права, а на ступени среднего общего образования – краткую историю философии, основы экономики и социологии); — география; — основы естествознания (природоведение) на ступени начального общего и основного общего образования; — физика (включая астрономию); — химия; — биология; — искусство (включая музыку, изобразительное искусство и мировую художественную культуру); — технология; — физическая культура; — основы безопасности жизнедеятельности.
|
Проблема приобрела особую актуальность после того, как в первой версии образовательного стандарта для старшей школы обязательными были объявлены лишь четыре предмета: «Россия в мире» физкультура, ОБЖ, индивидуальный проект учащегося. Законопроект ОДВ – КПРФ делает невозможными подобные эксперименты. |
7.7. Реализация принципа светского характера образования.
|
Фактически духовно-нравственная культура сводится к религиозной; Фактически вводится цензура религиозных организаций над преподаванием основ духовно-нравственной культуры (экспертиза и методическое сопровождение программ); предоставляется возможным частным образовательным организациям вводить религиозных компонент программ без согласия учащихся и их родителей.
|
Устанавливается, что все предметы (курсы, модули) не включенные в перечень обязательных предметов в школе (предыдущая позиция) могут изучаться исключительно на добровольной основе (факультативно).
|
|
7.8. Ответственность за обеспечение установленных федеральными стандартами финансовых и материально-технических условий реализации основных образовательных программ.
|
Ответственны сами образовательные организации, в т.ч. государственные и муниципальные.
|
За обеспечение предусмотренных стандартами финансовых и материально-технических условий в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях несут ответственность региональные правительства; в государственных и муниципальных профессиональных образовательных учреждения — их учредители.
|
В настоящее время в стране соответствуют «стандартным условиям» лишь несколько процентов школ. Действующий закон без значительного увеличения финансирования школы приводит к росту поборов с родителей в целях создания «стандартных» условий.
|
7.9. Число детей в классе.
|
Норма отсутствует.
|
Не более 20.
|
Сокращение числа детей в классе приведёт к повышению качества школьного образования и позволит отказаться от массовых сокращений 200 тыс. школьных учителей, объявленных Минобрнауки (в лице экс-министра А.Фурсенко) неизбежными.
|
7.10. Обеспечение школьников учебной литературой.
|
Осуществляется за счет региональных бюджетов.
|
Осуществляется за счет региональных бюджетов.
|
|
7.11. Отбор учебной литературы и выпускающих ее издательств.
|
Минобрнауки вправе отбирать для школ учебники, учебные пособия, а также издательства, которым разрешено издавать учебную литературу.
|
Минобрнауки вправе отбирать для школ учебники и учебные пособия, но не издающие их организации.
|
Отбор издательств, которым разрешено издавать учебную литературу, лишён всякого смысла и представляет собой явный шаг к монополизации рынка учебных изданий. Вследствие этого он создаёт условия для коррупции.
|
7.12. Пребывание учащихся в группах продленного дня.
|
За присмотр и уход (т.е. фактически за пребывание) детей в группах продленного дня может устанавливаться родительская плата.
|
Плата за присмотр и уход за детьми во время пребывания их в группах продленного дня не допускается.
|
В связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» уже во многих школах введена плата за группы продленного дня. При этом только в Москве собрано более 70000 подписей в знак протеста против платы за группы продленного дня.
|
7.13. Оплата внеурочной работы.
|
Нормы отсутствуют.
|
Не менее 10 часов внеурочной работы в неделю финансируются из соответствующих бюджетов.
|
Предложение ОДВ направлено на обеспечение многостороннего развития личности ребенка и в частности соответствует нормам федерального государственного стандарта для школы.
|
7.14. Доплата учителям за классное руководство.
|
Нормы отсутствуют.
|
Устанавливается доплата 3000 рублей в месяц.
|
|
7.15. Итоговая аттестация в школе, включая ЕГЭ.
|
По преимуществу с использованием контрольно-измерительных материалов – формализованных заданий тестоподобной формы.
|
Экзамены в устной или письменной форме, проводимые внешней экзаменационной комиссией, желающие выпускники вправе сдавать ЕГЭ с использованием КИМОВ; тестирование может применяться для текущего контроля знаний.
|
По мнению большинства независимых экспертов, ЕГЭ в тестоподобной форме препятствует развитию творческих способностей, заменяя настоящее образование «дрессировкой». Согласно опросам социологов, большая часть населения России считает возможным ЕГЭ только на добровольной основе и предпочитает традиционные формы экзаменов. (По данным всероссийского социологического опроса Фонда Общественное Мнение (июль 2008 г.), 54% опрошенных считают, что у выпускников должно быть право выбора: сдавать экзамены в форме ЕГЭ или по прежней системе. Среди людей с высшим образованием эту точку зрения поддержали 70%).
|
7.16. Итоговые аттестации по гуманитарным предметам.
|
Проводятся по преимуществу с использование контрольно-измерительных материалов – заданий стандартизированной формы.
|
Проводятся посредством устных или письменных экзаменов (по литературе по выбору посредством устного экзамена или сочинения). Использование КИМОВ по гуманитарным предметам не допускается.
|
Среди прочего устанавливаемая законопроектом форма итоговой аттестации расширяет возможности духовно-нравственного воспитания.
|
8. Сельская школа
|
|||
8.1. Финансирование сельской школы.
|
Сельские школы и школы, отнесённые органами государственной власти субъектов РФ к малокомплектным с учетом числа учащихся и (или) удаленности их от других школ, нормативные затраты должны предусматривать в том числе затраты, не зависящие от количества учеников.
|
Финансирование малокомплектной сельской школы осуществляется вне зависимости от количества учащихся.
|
|
8.2. Гарантии оплаты труда учителя сельской школы.
|
Нормы отсутствуют.
|
Если вследствие малокомплектности сельской школы рабочее время учителя составляет менее 36 (не путать с аудиторной нагрузкой) часов в неделю, но не менее 24 часов в неделю, заработная плата указанному учителю выплачивается в размере не ниже размера ставки педагогического работника соответствующей категории.
|
|
8.3. Нефинансовые гарантии сохранения сельской школы.
|
Ликвидация сельских школ невозможна без учета мнения жителей соответствующего поселения.
|
Без согласия сельского схода запрещается не только ликвидация, но и реорганизация сельской школы.
|
По данным Росстата, количество сельских школ в России составляло: 1995-1996 – 47800; 2000-2001 – 45400; 2005-2006 – 40700; 2010-2011 – 30600; 2014-2015 – 26100. Таким образом, за последние 20 лет количество сельских школ сократилось почти в два раза. Это не только нарушает право ребёнка на образование на селе, но и представляет собой угрозу национальной безопасности, создавая огромные пустующие территории при перенаселённых пограничных государствах.
|
8.4. Территориальная доступность сельской школы.
|
Нормы отсутствуют.
|
Не допускается закрытие или реорганизация сельской школы, если это приведет к тому, что расстояние от места жительства учащегося до школы составит более двух километров.
|
|
8.5. Коммунальные льготы для сельских педагогов.
|
Размер, условия, порядок возмещения расходов на коммунальные льготы учителей устанавливают субъектами РФ. Расходы, как правило, возмещаются только в пределах социальной нормы жилья. Прямые гарантии сохранения льгот отсутствуют.
|
Предусматривается сохранение в полном объеме коммунальных льгот, установленных законом «Об образовании» 1992 г., включая бесплатное жилье, электроэнергию и отопление.
|
|
9. Профессиональное образование
|
|||
9.1. Право на среднее профессиональное образование (СПО).
|
СПО общедоступно и бесплатно, за исключением случаев, когда требуется наличие у поступающих особых творческих способностей, физических и психологических качеств. Если на отдельные особо престижные специальности число поданных заявлений превышает число бюджетных мест, то проводится конкурс.
|
Нормы совпадаю.
|
Конституция предусматривает общедоступность и бесплатность СПО.
|
9.2. Государственные задания на подготовку специалистов и рабочих высшей квалификации.
|
Нормы отсутствуют.
|
Утверждаются трехсторонней комиссией (государство, объединения работодателей, профсоюзы).
|
Отсутствие норм, позволяет властям субъектов Российской Федерации произвольно занижать задания или вовсе не устанавливать задания по популярным направлениям подготовки. Фактически конституционная норма о бесплатности и общедоступности среднего профессионального образования таким образом в отношении ряда профессий не исполняется. Дети из малообеспеченных семей фактически лишаются возможности получить престижную профессию.
|
9.3. Число учащихся в группе.
|
Нормы отсутствуют.
|
Не более 25.
|
|
9.4. Доплата за кураторство групп.
|
Нормы отсутствуют.
|
Устанавливается в размере 3000 рублей в месяц.
|
|
10. Высшее образование
|
|||
10.1. Право на высшее образование.
|
Высшее образование бесплатно на конкурсной основе.
|
Высшее образование бесплатно на конкурсной основе.
|
Оба законопроекта в этой части соответствуют Конституции РФ.
|
10.2. Право на второе высшее образование.
|
Только за плату.
|
На конкурсной основе неоднократно.
|
|
10.3. Прием в высшие учебные заведения.
|
Конкурс проводится по результатам ЕГЭ за исключением иностранных граждан и лиц со средним профессиональным образованием, которые поступают в вузы по результатам вступительных испытаний.
|
Конкурс проводится по результатам вступительных испытаний, по желанию абитуриента в качестве результатов вступительных испытаний засчитываются результаты ЕГЭ.
|
|
10.4. Дополнительные гарантии получения высшего образования отдельными категориями граждан (льготы).
|
Большинство существовавших ранее льгот ликвидированы и заменены возможностью учиться на подготовительных отделениях. В пределах квоты, которая устанавливается вузом и не может быть менее 10 процентов, льготы сохраняются только для детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболеваний, полученных в период прохождения службы, ветеранам боевых действий.
|
При успешном прохождении вступительных испытаний право на внеконкурсное поступление для освоения программ бакалавриата и специалитета имеют: 1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2) дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, а также инвалиды III группы вследствие военной травмы или заболевания, полученного при прохождении военной службы, и инвалиды III группы с детства; 3) граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; 4) ветераны боевых действий. Минобрнауки предоставляется право устанавливать квоты для абитуриентов-льготников в МГУ и СПбГУ, а также в другие вузы по отдельным специальностям.
|
|
10.5. Бюджетное финансирование негосударственных высших учебных заведений.
|
Предполагается осуществлять исключительно на основе государственных заданий.
|
Аккредитованные негосударственные высшие учебные заведения финансируются на основе государственных заданий.
|
|
10.6. Основные виды высших учебных заведений.
|
Нормы отсутствуют.
|
Институт, академия, университет.
|
|
10.7. Университеты с особым статусом.
|
Деятельность и статус МГУ и СПбГУ регулируются особым законом.
|
МГУ и СПбГУ имеют особый статус. Федеральным законом особый статус может быть придан также другим вузам, имеющим особую общероссийскую значимость.
|
|
10.8. Отношение к Болонскому процессу и двухуровневой системе высшего образования.
|
Принудительный перевод большинства вузов на программы бакалавриата. Сокращение для большинства студентов сроков обучения на один год, а количества занятий по профильным предметам – до 40% .
|
Добровольность участия в Болонском процессе; право выбора между программами бакалавриата и «специалитета» сохраняется за вузами, а траектории обучения – за студентами: после бакалавриата можно перейти на «специалитет» или в магистратуру, после «специалитета» – в магистратуру без дополнительного конкурса.
|
Действующий закон для большинства студентов ограничивает доступ к высшему образованию второй ступени, что приведёт к понижению качества высшего образования.
|
10.9. Ликвидация и реорганизация федеральных вузов.
|
По решению учредителя (Минобрнауки, других министерств).
|
Только с согласия Государственной Думы.
|
|
10.10. Выборы ректоров государственных и муниципальных вузов.
|
Требуется предварительная аттестация кандидатов на должность ректора. Устав вуза может предусматривать назначение ректора учредителем вместо избрания коллективом. Ректоры МГУ и СпбГУ и федеральных университетов назначаются Президентом без избрания коллективом вуза.
|
Ректор любого государственного и муниципального высшего учебного заведения избирается общим собранием коллектива, без всякой предварительной аттестации. В случае неутверждения его учредителем проводятся новые выборы. Если тот же кандидат набрал не менее 2/3 голосов участников общего собрания (конференции) вуза, он назначается учредителем в обязательном порядке.
|
Законопроект ОДВ-КПРФ восстанавливает демократические процедуры управления вузом.
|
10.11. Транспортное обеспечение студентов вузов.
|
Нормы отсутствуют.
|
Студентам, получающим высшее образование в очной форме обучения за счет средств федерального бюджета, предоставляется право на бесплатный проезд железнодорожным транспортом один раз в год туда и обратно в целях отдыха и лечения. Иногородним студентам, получающим высшее образование в очной форме обучения за счет средств федерального бюджета, предоставляется право на бесплатный проезд к месту постоянного жительства один раз в год туда и обратно железнодорожным транспортом, при отсутствии железнодорожного сообщения — автобусным транспортом, а студентам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в Сибири и на Дальнем Востоке, — авиационным транспортом.
|
|
10.12. Академические свободы студентов вузов.
|
Нормы отсутствуют.
|
Свободное посещение лекционных занятий.
|
|
10. Дополнительное образование
|
|||
11.1. Право детей на дополнительное образование.
|
В полномочиях субъектов Российской Федерации предусматривается обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях по нормативам, устанавливаемым субъектами Российской Федерации.
|
Детям гарантируется дополнительное образование на бесплатной основе. При этом не менее 50 процентов детей должны получать дополнительное образование за счет федерального бюджета.
|
В действующем законе реальность гарантий предоставления детям дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях зависит от возможностей бюджета субъекта Российской Федерации.
|
11.2. Право на дополнительное профессиональное образование.
|
Право на дополнительное профессиональное образование имеют только лица, имеющие или получающие среднее профессиональное или высшее образование.
|
Право на дополнительное профессиональное образование имеют лица, имеющие среднее общее образование, среднее профессиональное образование или высшее образование.
|
Нормы законопроекта ОДВ соответствуют положениям Указа Президента РФ от 07.05.12 № 599.
|
11.3. Статус учреждений дополнительного образования.
|
Конкретные нормы отсутствуют.
|
Устанавливается равное положение учреждений дополнительного образования по сравнению со школами и профессиональными учебными заведениями в отношении бюджетного финансирования, налогов, аренды и других условий.
|
В настоящее время учреждения и педагоги дополнительного образования даже в рамках самой образовательной системы имеют наиболее низкий статус, уровень оплаты труда и социальные гарантии. Законопроект направлен на выравнивание их статуса с другими образовательными учреждениями и педагогами.
|
11.4. Статус педагогов дополнительного образования.
|
Конкретные нормы отсутствуют.
|
Устанавливается равное положение работников дополнительного образования с другими педагогами в отношении уровня оплаты труда и социальных гарантий.
|
|
11.5. Права общественных объединений просветительского характера.
|
Нормы отсутствуют.
|
Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность в части реализации ими дополнительных образовательных программ и (или) просветительской деятельности.
|
|
11.6. Право педагогов дополнительного образования на досрочную пенсию.
|
Организации дополнительного образования детей упоминаются только применительно к детским школам искусств.
|
Законопроект устанавливает тип образовательной организации – организация дополнительного образования детей.
|
Действующий Закон лишает значительную часть педагогов дополнительного образования права на досрочную пенсию, поскольку такое право имеют лишь педагогические работники организаций для детей.
|
11.7. Статус концертмейстеров.
|
Нормы отсутствуют.
|
Являются педагогическими работниками образовательных организаций для детей со всеми правами и социальными гарантиями последних, включая право на досрочную пенсию.
|
|
12. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья
|
|||
12.1. Государственная поддержка образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
|
Гарантируется создание специальных образовательных условий, обеспечение бесплатно или на льготных условиях питанием, учебниками и иной учебной литературой, услугами сурдопереводчиков.
|
Дополнительно гарантируются повышенные нормативы финансирования на всех уровнях образования.
|
В Законе отсутствуют повышенные нормативы финансирования (в нормативы финансирования включается только создание специальных условий, но не повышенная зарплата педагогов и педагогов-дефектологов).
|
12.2. Социальная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях интернатного типа.
|
В специальных интернатах дети с ограниченными возможностями здоровья находятся на условиях полного государственного обеспечения.
|
В специальных интернатах дети с ограниченными возможностями здоровья находятся на условиях полного государственного обеспечения.
|
Зафиксирована важная социальная гарантия с учетом практики расширения платных образовательных услуг в некоторых регионах, а также ФЗ № 83 от 08.05.2010, предполагающего дальнейшую коммерциализацию образования.
|
12.3. Обеспечение питанием учащихся с ограниченными возможностями здоровья, не находящихся на полном государственном обеспечении.
|
Обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
|
Обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
|
Нормы совпадают.
|
12.4. Развитие интегрированного (инклюзивного) образования.
|
Предусматривает параллельное существование коррекционных образовательных учреждений и интегрированного образования.
|
Предусматривает параллельное существование коррекционных образовательных учреждений и интегрированного образования. Право выбора образовательного учреждения предоставляется родителям или совершеннолетнему гражданину.
|
В обоих случаях норма соответствует интересам прав человека, международной практике и закрепляющим ее документам, но в действующем законе отсутствует прямоустановленное право выбора между инклюзией и коррекционными учреждениями.
|
12.5. Гарантии сохранения коррекционных образовательных организаций.
|
Решение о ликвидации принимает учредитель с учетом т.н. рисков.
|
Ликвидация и (или) реорганизация коррекционного общеобразовательного учреждения допускается только с согласия родителей учащихся, выраженного их общим собранием.
|
|
12.6. Стипендиальное обеспечение студентов -инвалидов.
|
Студентам – инвалидам в обязательном порядке выплачивается социальная стипендия.
|
Социальная стипендия студентов ссузов и вузов – инвалидов 1 и 2 группы повышается на 50 процентов (полтора прожиточных минимума трудоспособного населения).
|
|
12.7. Льготы при поступлении в магистратуру.
|
Нормы отсутствуют.
|
Льготы предоставляются инвалидам I и II групп, а также инвалидам с детства и инвалидам боевых действий.
|
Нормы законопроекта ОДВ – КПРФ направлены на обеспечение инвалидам возможности получения полноценного высшего образования.
|
13. Управление в сфере образования
|
|||
13.1. Срок действия лицензии на право ведения образовательной деятельности.
|
Бессрочно.
|
Бессрочно.
|
В обоих случаях бессрочный характер выдачи лицензии компенсируется усилением контроля за образовательными учреждениями.
|
13.2. Срок действия свидетельства об аккредитации.
|
6 лет по профессиональным образовательным программам; 12 лет – по остальным образовательным программам.
|
8 лет по профессиональным образовательным программам; 15 лет – по общеобразовательным программам.
|
В отношении добросовестно работающих образовательных учреждений законопроект сокращает число обязательных бюрократических процедур.
|
13.3. Процедура аккредитации.
|
Для профессиональных образовательных программ проводится по укрупнённым группам специальностей.
|
По каждой программе проводится отдельно.
|
Введение укрупненных групп специальностей привело к тому, что отказ в аккредитации по одной программе из группы будет означать отказ в аккредитации в отношении всех программ, входящих в группу. При лишении аккредитации по одной программе из группы образовательная организация лишается аккредитации по всем программам этой группы.
|
13.4. Обязательность прохождения процедуры государственной аккредитации.
|
Любая основная образовательная программа считается аккредитованной только после успешного прохождения аккредитационной процедуры.
|
Высшие учебные заведения, которым предоставлено право работать по собственным образовательным стандартам (МГУ, СпбГУ, федеральные и национальные исследовательские университеты, а также иные вузы по перечню, утверждаемому Президентом РФ), считаются аккредитованными по всем реализуемым ими профессиональным образовательным программам без прохождения процедуры аккредитации.
|
Предоставление права работать по собственным стандартам означает признание государством высокого качества образования в данных вузах, своеобразную презумпцию качества образования.
|
13.5. Защита образовательной организации от вмешательства учредителя и бюрократических процедур (включая излишнюю отчетность).
|
Вмешательство учредителя в организацию образовательного процесса в образовательной организации не допускается.
|
Вмешательство учредителя в организацию образовательного процесса в образовательной организации не допускается. Учредитель вправе запрашивать у образовательной организации только ту информацию, касающуюся образовательной деятельности, которая предусмотрена уставом образовательной организации, либо необходима в процессе контроля и надзора, проводимых в соответствии с законом. За незаконное вмешательство в деятельность образовательной организации учредитель и его должностные лица, а также иные лица несут ответственность, предусмотренную законом.
|
|
* * *
Как видит читатель, из 108 позиций полностью совпадают 14, частично совпадают 10, существенно отличаются 46, по 38 позициям в действующем Законе нормы отсутствуют.