СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяРешая проблемы избирателейПисьма из регионовО школе и партии порядочных людей

О школе и партии порядочных людей

Письмо

Уважаемый Олег Николаевич! Тысяча извинений за то, что я отнимаю Ваше время, но всё-таки прошу прочитать это письмо до конца.

Я смотрел передачу «Народ хочет знать», и мне было очень обидно, что ведущая К. Прошутинская почти, что не дала Вам высказать своё мнение, и Вы почти всё время простояли с поднятой рукой, как ученик на уроке.

Одним этим все участники этой передачи показали свою истинную воспитанность. И если до этого у меня было какое-то уважение к К. Прошутинской, хотя бы за то, что она пыталась как-то разобраться в насущных проблемах в силу своих сил и возможностей, то после этой передачи в моей душе что-то щёлкнуло и уважение к ней исчезло.

То же произошло и с Карауловым. После нескольких передач в «Моменте истины», где он явно по заказу чернил Зюганова, Илюхина и даже Вас, я вынужден был написать ему откровенное письмо через газету «Завтра».

Я не член КПРФ, я вообще ни в какой партии не состою, но я за справедливость и порядочность. Если бы была партия порядочных людей, я бы в неё вступил одним из первых. Наблюдая за Вами в предвыборных дискуссиях, пошарившись немного в интернете, я пришёл к выводу, что при наличии такой партии, мы бы с Вами стали однопартийцами.

А теперь о главном, о школе. В моём понимании школа – это такое учреждение, где дают знания, где воспитывают и выясняют способности. В основном все зациклились на знаниях. Считается, чем больше знаний, чем сложнее программа, тем лучше. Может быть, я ляпну глупость, но не могу согласиться с этим. Количество информации, выдаваемой школой, должно быть как в математике – необходимо и достаточно. Необходимо, чтобы человек легко ориентировался в окружающем мире, мог освоить любую профессию и был бы способен при желании продолжить своё образование в высшей школе стационарно либо заочно.

«Достаточно» следует понимать, что средний ученик способен усвоить эти знания. У каждого компьютера есть свой объём памяти, в разных компьютерах эти объёмы разные, но в каждом они имеют предел. Люди в этом отношении ничем не отличаются от компьютера. Правда, люди устают и скорость усвоения информации у них в миллионы раз меньше. Кто-нибудь проверял, сколько бит информации заложено в школьной программе? И сколько бит информации усваивает среднестатистический ученик? Я не владею методикой, чтобы определить это, но я сделал другое.

Я сложил количества страниц учебников за 7 класс и поделил на количество учебных дней в году. Получилось около 35 страниц на учебный день. Эти страницы надо не только прочитать, но и усвоить. А на этих страницах и математические задачи, и теоремы, и стихи, иностранные слова наизусть, и т.д. Я не включил сюда раскрашивание контурных карт, письменные ответы по истории. Получается: 5-6 часов в школе плюс 3-4 часа дома – эти часы считать отдыхом, развлечением или работой? Если это работа, то, как она увязывается с существующим Кодексом законов о труде? Скорее, это соответствует новому КЗоТу, который готовит Михаил Прохоров «Куршевельский».

Но все же примитивно простая мысль о перегрузке школьной программы прошла через крепкие лбы чиновников, и они решили эту задачу примитивно просто – часть предметов сделать необязательными. Учился бы по этой программе Михаил Задорнов, и не было бы у нас такого замечательного юмориста.

Скажете: критиковать легко, делать труднее. Скорее всего, не надо ничего делать. Если человек заблудился в лесу, то первым делом (если это не Ельцин Б.Н.), он остановится и постарается вернуться к тому месту, где дорога известна, хотя бы в обратную сторону. Надо вернуться к программам времён СССР и к учебникам того времени.

К примеру, я окончил школу в 1954 году в обычном селе, никогда не был отличником, но даже сейчас, без всякой предварительной подготовки время от времени помогаю внукам и по математике, и по физике, и по химии. И если учесть, что я ничем не выделялся среди одноклассников, то можно сделать вывод: обучение было надёжным.

Вместо того чтобы усекать предметы, надо основательно почистить школьные программы, особенно учебники от заведомого мусора, от того, что будет изучаться в высшей школе.

Читая нынешние учебники, создаётся впечатление, что их писали враги народа. За громкой трескотнёй «ускорение, гласность, перестройка, реформы, модернизация» скрывается, как за дымовой завесой, что-то очень нехорошее.

А теперь о воспитании. Через 15-20 лет сегодняшние школьники будут полноправными хозяевами России. И кем же воспитывается наше будущее? 24 часа – 9 ч. сна = 15 ч.; 15 ч. – 5 (6) уроков = 10 (9) ч.; 10 (9) ч. – 1 ч. дороги = 9 (8) ч. 9 (8) ч. – 3 (4) ч. домашнее задание = 6 (4) ч. 6 (4) ч. – 2 ч. ест. над. = 4 (2) ч.; 4 (2) ч. – 2 ч. проч., спорт = 2 (0) ч. Компьютер, телевизор и всё. На родителей времени не осталось.

Некоторые думают: людей воспитывают на лекциях, собраниях и пр. Ошибаются. Люди воспитываются на примерах из жизни, кинофильмов, из книг…. Мы воспитывались на книгах «Как закалялась сталь», «Два капитана», «Белеет парус одинокий». Но, когда детям читать? С другой стороны, из телевизора прямой наводкой братки, проститутки, убийства или смехотуны. А в школе, какой пример подаёт учительница, которая хамит и раздаёт подзатыльники? Когда мы в семье обсуждали передачу «Пусть говорят» о школе № 9 нашего Воронежа, мой внук сказал, что это обычное дело. На мой вопрос: как вы относитесь к этому, он ответил: да никак, мы привыкли.

Внук как-то спрашивает: «Дед, а почему наша директриса заставляет наших учителей фотографировать на мобильники бюллетени при голосовании»? А дело в том, что директор его школы второй раз подряд «избралась» в городскую думу. На мой вопрос, откуда он это знает, ответил, что об этом все говорят. Вот так мы готовим себе смену.

И о выявлении способностей. То, что мы определяем при сдаче ЕГЭ или обычных экзаменов, я понимаю как определение количества знаний. Но при одном и том же количестве качество может быть совершенно разным – одни получены зубрёжкой, другие – пониманием сути. Все нынешние учебники нацелены на первое, бывшие учебники советского времени – на второе.

У меня есть свои понятия и о стандартах образования.

С уважением, пенсионер Дробный С.С.


Электронная копия документа (откроется в новом окне): страница 1 (123 Кб), страница 2 (76 Кб), страница 3 (81 Кб), страница 4 (78 Кб), страница 5 (78 Кб), страница 6 (81 Кб).