Про Николая Николаевича Губенко в политике я услышал, когда он был назначен Министром культуры Советского Союза. Как оказалось, последним Министром… Тогда я обрадовался, поскольку понимал, что в условиях конца 80-х стране нужны люди умные, честные и популярные, которые могут напомнить гражданам о социалистических идеалах.
Развал страны он переживал, как личную трагедию, поскольку был истинным патриотом и настоящим коммунистом. Другим он быть и не мог, рожденный в 1941 года в катакомбах Одессы, во время бомбёжки, сын погибшего в боях летчика и матери — главного конструктора Одесского крекинг-завода казнённой фашистами за отказ сотрудничать.
В 90-е и после мы неоднократно работали вместе в Государственной думе, совместно поддерживали законопроекты в защиту образования и культуры, поддерживали другу друга во время избирательных компаний.
Николай Губенко был блестящим актером и режиссером, блестящим оратором, честным и смелым политиком. Он был из тех, кто придерживался коммунистических взглядов и не отказывался от них даже тогда, когда это делали многие представители культуры, политики, общественной жизни. Его принципы можно увидеть в стихе «Сентиментальный марш» Булата Окуджавы:
«…Но если вдруг когда-нибудь мне уберечься не удастся,
какое новое сраженье ни покачнуло б шар земной,
я все равно паду на той, на той далекой, на гражданской,
и комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной».
Потеря огромна, но Николай Губенко уже вошел и в историю мировой культуры и в историю политики. Наш долг продолжать тот бой, который он вёл.
Николай Губенко умер 16 августа, за день до своего 79-летия.
19 августа в 11:00 (МСК.) начнется прощание с Губенко в театре «Содружество актеров Таганки», а сами похороны пройдут в 15:00.