Председательствует Председатель Государственной Думы Российской Федерации С.Е. Нарышкин.
Смолин О.Н., фракция КПРФ. Уважаемая Вероника Игоревна!
Статья 25 Конвенции ООН о правах инвалидов предусматривает для этих людей медицинскую помощь двоякого рода.
Во-первых, все виды бесплатной медицинской помощи наравне с другими гражданами.
И, во-вторых, удовлетворение особых потребностей в медпомощи, связанных именно с инвалидностью.
Между тем, федеральные законы об основах охраны здоровья граждан, о социальной защите инвалидов содержат либо самые общие нормы, либо отсылки к программе госгарантий бесплатной медицинской помощи.
А когда мы открываем эту программу, мы видим, что там на 2012 год всего одно упоминание об инвалидах, – дополнительное лечебное питание, причём только для детей-инвалидов.
Наш вопрос такой. Какие изменения в законодательство, связанные со специфическими потребностями инвалидов в медпомощи, намерен предложить Минздрав во исполнение Конвенции о правах инвалидов? Спасибо.
Скворцова В.И. Спасибо большое.
Глубокоуважаемый Олег Николаевич! Я хотела бы отметить, что в связи с ратификацией Конвенции по делам инвалидов министерства труда и социальной защиты в настоящее время готовят серьёзный и многогранный федеральный закон, который будет вносить изменения в огромное количество законодательных актов, в том числе в наш системный закон, закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Министерство уже подготовило целый пакет предложений, которые в министерство труда будут в ближайшее время внесены. И, если у вас есть какие-то рекомендации, мы будем счастливы их учесть.
Грешневиков А.Н., фракция «Справедливая Россия».
Уважаемая Вероника Игоревна, политика министерства по закрытию роддомов и больниц в Ярославской области натолкнулась на массовый народный протест. Все федеральные телеканалы показали, как в Борисоглебске забаррикадировались в роддоме беременные женщины, встретив в штыки вашу оптимизацию.
В семи городах вы уже закрыли роддома. И роженицы ждут несчастий и бед. На днях в Некоузе женщина чуть не умерла, ожидая из Ярославля, из перинатального центра шесть часов машину вместо часа обещанного. Кесарево сечение делали в закрытом, уже ликвидированном роддоме.
Скажите, кто будет нести ответственность в случае смертельного исхода: министр, губернаторы, которые приняли решение о закрытии роддомов, или прокурор, который не остановил вас? Или это вам сойдёт с рук, как вот была трагедия с трёхлетним мальчиком Егором Пискарёвым, который умер по дороге из Борисоглебска в Ярославль после того, как были закрыты в Борисоглебске… (Микрофон отключён.)
Скворцова В.И. Глубокоуважаемый Анатолий Николаевич, министерство здравоохранения настроено работать так, чтобы ничего с рук нам не сходило. Мы настроены на очень ответственную серьёзную работу. В этой связи вот те примеры, которые вы привели… Значит, у нас была проверка на эту тему, да, Елена Николаевна? Да. Значит, я, да, я могла бы вам отметить, что примеры подобные, которые иногда до нас соответственно доходят, при разбирательстве их выясняется, что 10 родов в год находится в таком маленьком соответственно сельском роддоме с высоченным процентом осложнений, процентом различных непредсказуемых явлений – вот то, о чём я уже говорила. Поэтому я записала пример борисоглебский и я в обязательном порядке сегодня же получу свежую информацию, с вами свяжусь и вам её доложу. Но я уверена, что сейчас регионы серьёзно начинают относиться к планированию своей инфраструктуры.
Куликов О.А., фракция КПРФ.
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемая Вероника Игоревна, уважаемые коллеги!
С 2004 года фракция КПРФ настаивала на разделении Минздравсоцразвития и восстановлении Министерства здравоохранения. И сегодня мы отмечаем профессионализм нового руководства здравоохранения, его конструктивное взаимодействие с Государственной Думой, медицинским сообществом, Организацией пациентов и профсоюзами.
Но позвольте мне остановиться на ряде проблем, часть из них – это наследие прошлых лет. У многих граждан нет гарантий на получение доступной бесплатной и качественной медицинской помощи, особенно в сельской местности. За 20 последних лет на 40 процентов сократилась сеть медицинских учреждений, треть граждан вне системы здравоохранения, лечатся самостоятельно. В рейтинге стран мира по качеству и доступности здравоохранения Россия находится на 130 месте.
Тема платности здравоохранения самая горячая из социальных тем. Платить вынуждают в государственных учреждениях, которые финансируются из бюджетов и фондов ОМС, вопреки статье 41 Конституции России, которая гарантирует каждому гражданину бесплатную медицинскую помощь. В 2013 году планируется оказать таких платных услуг на 700 миллиардов рублей. Ещё недавно мы слышали, что платными будут только сервисные услуги. Мы решительно против платы за медицинскую помощь в государственных медицинских учреждениях. Недопустимо перекладывать на плечи бедных и больных граждан финансирование их лечения.
Основа современного здравоохранения – лекарственные препараты. Лишь 80 миллионов россиян могут получить в амбулаториях лекарства, оплаченные из бюджета страны или региона всего на 180 миллиардов рублей, остальные приобрели в 2012 году лекарств на 500 миллиардов рублей. У многих нет денег на приобретение лекарств, а это нередко вопрос жизни. Крайне необходимо бесплатное обеспечение лекарствами всех больных и программа возмещения затрат.
Есть два варианта развития финансирования здравоохранения: бюджетный – сокращение госрасходов по отношению к ВВП от 3-4 процентов в 2013 до 2,5 процента в 2020 году. Последствия: рост социальной напряжённости, дефицит кадров, ухудшение здоровья населения и снижение его численности. И модернизационный: повышение расходов в 2015 году до 4 процентов, а к 2020 – 5,5 процента ВВП, что сохранит более миллиона жизней россиян, повысит среднюю продолжительность жизни до 74 лет. Фракция КПРФ поддерживает данный вариант, предложенный Минздравсоцразвития.
В здравоохранении вводятся стандарты оказания медицинской помощи, но нет стандартов оплаты труда, нормативов нагрузки работников. Специалисты уходят из-за низкой зарплаты, не соответствующей выполняемой работе, и высокой интенсивности труда.
Катастрофически упал престиж врача, за всё время российского здравоохранения он не был так низок. Дефицит врачей в начале 2012 года составлял 30 процентов.
По данным Росстата, в октябре 2012 года средняя зарплата врача составляла 22 тысячи, 79 процентов от средней по экономике. До обещанных 200 процентов очень далеко. Но в Москве-то – 55 тысяч, а в Северной Осетии – 8,5 тысяч. То есть в шесть раз меньше.
Средняя зарплата – это полторы или две ставки. Необходимо установить единые базовые оклады медицинских работников по всей стране, ликвидировать территориальные разрывы в заработной плате, законодательно определить меры их социальной поддержки: жильё, места в дошкольных учреждениях, санаторно-курортное лечение, служебный транспорт, связь и даже Интернет.
Диспансеризация – это перспективный резерв улучшения здоровья населения, особенно программа «Материнство и детство». Но также нельзя упускать и экологически неблагоприятные районы. Больные родители – больные дети.
Среди дошкольников и младших школьников здоровы только около 30 процентов детей. В группе 15-17 лет их 15-20 процентов. В России около 700 тысяч детей-инвалидов, 150 тысяч из них – сироты. У большинства детей, особенно раннего возраста, высокий реабилитационный потенциал.
Необходимо воссоздать системы реабилитации. Обеспечить детей-инвалидов всеми видами медицинской помощи, в том числе высокотехнологической и лечебным питанием.
В нашем обществе с небывалым расслоением людей по доходам здравоохранение должно стать системой социального выравнивания, гарантировать доступность, качество и бесплатность, независимость от места проживания. Охрана физического и нравственного здоровья граждан, преумножение населения – основная задача государства, называющего себя социальным. Спасибо за внимание.
(Аплодисменты.)