В столице прошла конференция по учебному книгоизданию


В столице прошла конференция по учебному книгоизданию

С темой «Образовательная политика и учебное книгоиздание в условиях кризиса» Олег Смолин выступил на конференции по учебному книгоизданию, проходившей в столице.

– Помню прогноз руководителя крупного издательства: в 2009 году учебное книгоиздание в крупных издательствах сократится примерно на 40%, а мелкие и средние издательства просто умрут. К счастью, пока, этот прогноз не подтвердился, и это радует.

Мы пока не имеем цифры по бюджету 2010 года, но судя по тому, что заявил президент в Бюджетном послании, ожидается замораживание заработной платы государственным служащим и интеллигенции, массовая реструктуризация бюджетных организаций и серьёзный секвестр бюджетных расходов по несоциальным статьям. Поскольку учебное книгоиздание – это бюджеты субъектов РФ, вероятно в следующем году мы будем иметь снижение заработной платы педагогических работников и, дай бог, если не будем иметь серьёзных сокращений по учебному книгоизданию в бюджетах 2010 года. В противном случае, программа «Наша новая школа», о которой много говорили, может быть поставлена под сомнение.

Следующая тема связана с государственными образовательными стандартами. Госдума 4 созыва в конце работы приняла новый Закон о стандартах. Он резко изменил их структуру, что напрямую сказывается на проблемах учебного книгоиздания. Теперь у нас из государственных образовательных стандартов исчез такой структурный компонент, как требование к содержанию образования. Остались только требования к структуре образовательных программ. На мой взгляд, это неправильно. Выступая в Государственной Думе перед моими коллегами, я им напомнил как комиссар по образованию штата Коннектикут, где мы в своё время были в составе парламентской делегации, говорил мне: вам хорошо, у вас есть единые федеральные образовательные стандарты. У нас их нет, это сказывается на качестве образования. Теперь и у нас этих стандартов больше не будет.

В настоящее время стандарты утверждены, в них есть фундаментальное ядро содержания образования, но, на мой взгляд, проблема содержания образования в рамках этого самого фундаментального ядра не решаема. Я смотрел раздел, связанный с обществознанием, там нет фундаментального ядра, и не потому, что мои коллеги недостаточно квалифицированны, а потому, что задача не решаема. Уже сейчас объезжая школы в Москве и регионах, я слышу жалобы от учителей по поводу того, что ребёнок при переходе из одной школы в другую испытывает трудности. Содержание образования серьёзно меняется от школы к школе, в том числе это связано с проблемой учебного книгоиздания. Думаю, что дальше у министерства образования и науки будет только две реальные возможности: смириться с тем, что фактически содержание образования распадается, и образовательных стандартов в части содержания просто не существует либо внести изменения в законодательство, признав, что программы, разрабатываемые органами управления образованием, являются не примерными, а обязательными, и тогда мы возвращаемся к более жёсткому регулированию содержания образования, чем на основе образовательных стандартов.

Скорее всего, мы пойдём по первому пути, и это может означать понижение качества образования.

Олег Николаевич коснулся в своём выступлении и результатов ЕГЭ 2009 года.

temp_anons:
С темой «Образовательная политика и учебное книгоиздание в условиях кризиса» Олег Смолин выступил на конференции по учебному книгоизданию, проходившей в столице.