Практически по всем позициям я поддерживаю обращение выдающихся российских деятелей культуры и разделяю их крайнюю озабоченность состоянием образования в области искусства.
На мой взгляд, вопрос состоит не только в том, чтобы в области балета мы были впереди планеты всей, но и в том, что без образования в области искусства многостороннее развитие личности, которое ещё греки считали главной целью образования, просто недостижимо.
Итак, по пунктам. Первое. Я разделяю обеспокоенность принижением статуса школ искусств. В нашем альтернативном законопроекте об образовании школы искусств мы относим уже не к дополнительному образованию, а к начальному профессиональному образованию. Ребёнок, хорошо закончивший школу искусств, потом сможет применить свои знания в профессиональной работе. Например, учитель начальных классов, имеющий к тому же диплом или свидетельство об окончании музыкальной или художественной школы, может в своём классе вести уроки пения или рисования. Это хорошо. Я сам когда-то вёл детский кружок, имея свидетельство об окончании музыкальной школы. Те, кто не смогут освоить программу музыкальной или художественной школы в полном объёме, смогут получить дополнительное образование, которое сделает человека просто готовым к домашнему музицированию, к восприятию музыки, воспитанию собственных детей и т.д.
Второе. Безусловно, разделяю обеспокоенность статусом педагога в области искусства. Если в целом российские педагоги занимают третье место снизу по оплате труда, то в детских школах искусств зарплата ещё ниже. Она ниже официально установленного прожиточного минимума для взрослого человека, ибо менее 5700 рублей, что касается концертмейстеров, то это около 5 тысяч рублей, понятно, что прожить на такие деньги невозможно. Это разрушает систему художественного образования в России.
Третье. Разделяю озабоченность новым большим законопроектом, который устраняет академии как особый вид высших учебных заведений, и, соответственно, может понизить статус, например ГИТИСа бывшего, а ныне Российской академии театрального искусства до какого-то колледжа, это недопустимо.
Повторяю, разделяю обеспокоенность, готов подписаться под этим письмом и надеюсь, что обращение столь известных людей в искусстве будет услышано в правительстве Российской Федерации.
Президенту РФ Д.А. Медведеву
Премьер-министру РФ В.В. Путину
В Министерство культуры РФ
В Генеральную прокуратуру РФ
В Следственный комитет РФ
В Общественную палату РФ
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Учебные заведения творческой направленности на грани гибели. Причиной тому – вопиющая некомпетентность Министерства образования и науки РФ, которое предпринимает все, чтобы от лучшего в мире творческого образования ничего не осталось. Вот лишь некоторые факты.
Детские школы искусств по непонятным причинам отнесены к системе дополнительного образования и находятся в крайне беззащитном положении. Для их закрытия достаточно распоряжения главы муниципалитета. За последние годы в стране закрылись сотни творческих школ, и это – далеко не предел.
Музыкальные вузы ежегодно теряют десятки способных абитуриентов из-за необходимости принимать не по таланту, а по итогам Единого экзамена. Ректоры со страхом ждут окончательного внедрения Болонской системы, когда будущих танцоров, певцов, музыкантов разделят на бакалавров и магистров. Принципы этого деления в творческой сфере, видимо, неясны даже самому ведомству.
Каждую весну и осень приходит пора волноваться многочисленным музыкальным театрам страны. Артистов балета и музыкантов могут в любой момент забрать в армию, так как отсрочка для них отменена. Это чудовищное решение было принято в 2008 году. В Минобороны и Минобрнауки почему-то не поняли, что после годичной службы Родине вернуться на сцену танцовщик уже не сможет. Между тем на его обучение в течение 7 лет государство потратило сотни тысяч рублей!
Окончательно убьет учреждения творческого образования закон № 83-ФЗ «О бюджетных учреждениях», который лишит их финансирования. Государство уже сейчас объявило вузам и колледжам, что вскоре им придется почти на 100% оплачивать коммунальные услуги. Есть все основания полагать, что на этом чиновники не остановятся. Выходов два: либо учить за деньги, либо закрывать творческие школы, колледжи, вузы.
Мы требуем:
1. Вернуть все без исключения учреждения творческого образования (от детских школ искусств до высших учебных заведений) в полное подчинение Министерства культуры.
2. Категорически запретить Министерству образования и науки вмешиваться в учебный процесс.
3. Обеспечить творческим учебным заведениям достойное финансирование и отменить в их отношении губительные нормы закона № 83-ФЗ «О бюджетных учреждениях».
4. Навести порядок в оплате труда сотрудников учебных заведений творческой направленности.
Николай ПЕТРОВ, президент российской Академии искусств, профессор Московской консерватории, народный артист СССР;
Олег ТАБАКОВ, художественный руководитель и директор МХТ им. А.П. Чехова, народный артист СССР;
Владимир СПИВАКОВ, президент Московского международного Дома музыки, художественный руководитель Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», народный артист СССР;
Владислав КАЗЕНИН, председатель Союза композиторов России, замминистра культуры СССР в 1987–1990 гг., заслуженный деятель искусств РСФСР;
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ, кинорежиссер;
Дмитрий БЕРТМАН, художественный руководитель театра Геликон-опера, заведующий кафедрой музыкального театра РАТИ, народный артист России, профессор;
Андрей МАКСИМОВ, писатель, академик Российской академии телевидения, руководитель курса Московского института телевидения и радио «Останкино».
Если вы решили поставить свою подпись под обращением.