СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета РФ;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяКниги, статьи, документыОсновные статьи и тезисы в научных журналах и сборниках

Основные статьи и тезисы в научных журналах и сборниках

  1. Образ жизни и культура. К вопросу о соотношении категорий // Диалектика интернационального и национального в культуре и образе жизни социалистического общества. М.- Фрунзе: Изд-во “Илим”, 1981.- с. 49-52.- 0,25 п.л.
  2. Образ жизни и культура (к вопросу о соотношении понятий) // Социалистическая культура и развитие личности. Межвуз. сб. науч. тр. Свердловск, 1982.- с.95-105.- 0,5 п.л.
  3. О философско-методологическом значении ленинских высказываний по проблемам культурной революции // Философия и культура. Тез. к XVII Всемирному философскому конгрессу (Монреаль, 1983). М.: АН СССР, 1983.- с.45-46.
  4. Некоторые особенности общественной жизни личности при социализме и феномен бездуховности // Духовное богатство социалистического общества. Мат. город. науч.-практ. конф. Балаково, 1987.- с. 80-83.
  5. Сферы и характер действия человеческого фактора в процессе ускорения // Социальные факторы ускорения общественного прогресса. Межвуз. темат. сб. науч. тр. Омск: Изд-во ОмГУ, 1988.- с. 35-49.- 0,9 п.л.
  6. Тема 9. Социалистическая культура: идеал и реальность // Социализм: идеалы и реальность (Научно-методические рекомендации в помощь пропагандистам и слушателям системы политической учебы молодежи). Ч.II. Омск, 1988.- с.82-99. – 1 п.л.
  7. Общественная жизнь личности и формирование человеческого фактора в условиях перестройки (некоторые проблемы и противоречия) // Человеческий фактор в механизме ускорения общественного прогресса: теория и практика решения задач активизации в системе общественных отношений. Тез. докл. науч. конф. Омск: ОмГУ, 1988.- с. 61-65.
  8. “Защитные механизмы” социалистической демократии // Коммунист.-1988.- № 6.- апрель.- с. 28-32. – 0,2 п.л. (в рубрике “Демократизация партии - демократизация общества”. Заочный “Круглый стол” “Коммуниста”).
  9. Духовная культура и человек (Методические рекомендации в помощь пропагандистам, изучающим курс “Актуальные проблемы общественной жизни и перестройки”). Омск: Дом политического просвещения обкома КПСС, 1989.- 20 с. – 0,8 п.л. (в соавторстве с Л.М. Олещенко).
  10. Основные ориентиры к платформе левой социал-демократии // Идейные ориентиры обновленной партии. М.: ИОН при ЦК КПСС.-1990.- с.14-19.-0,3 п.л.
    Перепечатка:
    Проект. Основные ориентиры к платформе левой социал-демократии в КПСС // Вечерний Омск.-1990.- 24 ноября.-с.2.-0,3 п.л.
  11. Новый проект Конституции России. Свобода от идеологии или иная идеология // Конституционный вестник.-1991.-№ 9.- декабрь.- с.17-24.-0,4 п.л.
  12. Общественная жизнь современного человека: проблемы детерминации активности // Социальная детерминация и современность. Межвуз. сб. науч. тр. Омск: ОГПИ,1991. Раздел I.- с.17-28.- 0,7 п.л.
  13. Социал-демократия: эволюция, исторический опыт, ценности. Материалы для преподавателей, студентов, участников политических движений. Омск, 1991.-15 с.-0,7 п.л. (в соавторстве с В.А. Зубачевским).
  14. Выступление на IV съезде народных депутатов РСФСР 21 мая 1991 г. (в прениях по вопросу об утверждении Закона РСФСР "О Президенте РСФСР") // IV съезд народных депутатов РСФСР. Стенографический отчет. М.: Издание ВС РСФСР,1991.-Т.1.- с.80-82.-0,2 п.л.
  15. Демократия в политической жизни современного общества // Актуальные социально-политические проблемы современности. Учебное пособие. Омск: Омское высшее танковое инженерное училище, 1991.- с. 43-55.-0,5 п.л.
  16. Выступление на II (внеочередном) Съезде народных депутатов РСФСР 12 декабря 1990 г. (поправка к Конституции) // Второй (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР, 27 ноября - 15 декабря 1990 г.: Стенограф. отчет: В 6 т. Т. V.- М.: Республика, 1992.- С.57-58.- 0,1 п.л.
  17. Выступление на VI Съезде народных депутатов Российской Федерации 11 апреля 1992 г. (поправки к проекту постановления Съезда о ходе экономической реформы в Российской Федерации) // YI съезд народных депутатов Российской Федерации. 6-21 апреля 1992. Стенографический отчет. Т.II. М. Изд-во “Республика”. 1992.- с. 158, 227.- 0,1 п.л.
  18. Выступление на VI съезде народных депутатов Российской Федерации 18 апреля 1992 г. (по вопросу об обсуждении и утверждении повестки дня) // Российская газета.-1992.-24 апреля.-с.4. -0,1 п.л.
    Перепечатка:
    VI съезд народных депутатов Российской Федерации. 6-21 апреля 1992. Стенографический отчет. Т.V. М. Изд-во “Республика”. 1992.- с.6-7.-0,1 п.л.
  19. Выступление на VII съезде народных депутатов Российской Федерации 3 декабря 1992 г. // Российская газета.- 1992.-8 декабря.-с.6; 9 декабря.- с.4.- 0,25 п.л.
    Перепечатки:
    Советская Россия. -1992.- 5 декабря.-с.1 (под заголовком “Все поделить, чтобы потом отнять”).
    Вечерний Омск. -1992.- 9 декабря.- с.1,2 (под заголовком “Все поделить, чтобы потом отнять”).
    Омская правда. -1992.- 10 декабря.- с.2 (под заголовком “Народ не глупее депутатов и членов правительства”).
  20. Выступление на VII съезде народных депутатов Российской Федерации 4 декабря 1992 г. (в прениях по вопросу о вынесении новой Конституции на референдум) // Российская газета.- 1992.- 10 декабря.-с.6.- 0,1 п.л.
    Перепечатка:
    Седьмой Съезд народных депутатов Российской Федерации, 1-14 декабря 1992 г. Стеногр. отчет.: В 4 т. Т. 1. М.: Изд-во “Республика”, 1993.- С. 394-395.
  21. Выступление на VII cъезде народных депутатов Российской Федерации 11 декабря 1992 г. (по вопросу о проекте закона о референдуме) // Российская газета.-1992.- 15 декабря.- с.6.-0,1 п.л.
    Перепечатка:
    Седьмой Съезд народных депутатов Российской Федерации, 1-14 декабря 1992 г. Стеногр. отчет.: В 4 т. Т. 4. М.: Изд-во “Республика”, 1993.- С. 73-74.
  22. Куда несет нас рок событий? // Иртыш - альманах Омской писательской организации Союза писателей РФ.- Омск, 1992. - № 2- с.5-23. -1,8 п.л.
  23. Выступление на IX (внеочередном) Съезде народных депутатов Российской Федерации 27 марта 1993 г. // Девятый (внеочередной) Съезд народных депутатов Российской Федерации, 26-29 марта 1993 г.: Стеногр. отчет.- М.: “Республика”, 1994.- С. 179-180.- 0,1 п.л.
  24. Текст непроизнесенного выступления на IX (внеочередном) Съезде народных депутатов Российской Федерации // Девятый (внеочередной) Съезд народных депутатов Российской Федерации, 26-29 марта 1993 г.: Стеногр. отчет.- М.: “Республика”, 1994.- С. 707-710.- 0,25 п.л.
  25. Съезд народных депутатов России: угроза тоталитаризма или гарант демократии? // Левое и рабочее движение в бывшем СССР. Материалы информационного агентства “Экономика и демократия”.- М., 1993.- С.11-29.-0,7 п.л. (в соавторстве с А.Е. Комаровым, на английском языке).
  26. Законодательство в области образования и проблемы духовного потенциала России // Духовность русской культуры. Материалы всероссийской научно-практической конференции (22-23 декабря 1994 г.).- Омск, 1994.- С.165-170. -0,25 п.л.
  27. Комментарий к Закону РФ “Об образовании” // Право и экономика.-1994.- № 19-20.- С.19-23.- 0,4 п.л. (в соавторстве с М.И. Вильчик, В.Н. Новичковым, В.И. Шкатулла, Г.П.Давыдовым).
  28. Обозримое будущее российских университетов: взгляд из парламента // Университеты на пороге третьего тысячелетия (по материалам международного конгресса “Университеты на пороге третьего тысячелетия: проблемы единства и разнообразия”). М.,1995.- с.81-85.- 0,25 п.л.
    Перепечатка:
    Унивуз.-1995.-№ 1.- с.8-9.
  29. Комментарий к статье 5 Закона РФ “Об образовании” // Право и экономика.-1995.-№ 7.-с.10-12.-0,1 п.л.
  30. Демократические левые в России: обозримое будущее - работа в оппозиции. Выступление на конференции социалистов-обществоведов (Нью-Йорк, 8 апреля 1995 г.) // Альтернативы.- 1995.- № 3.- С. 2-6.- 0,2 п.л.
  31. The problem of legislative guarantees in the development of education in Russia // Тезисы международного конгресса “Образование и наука на пороге третьего тысячелетия”. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 1995.- с. 270-271.
  32. И просвещения для... // Новые знания.-1996.-№ 1.-с.24-25.- 0,1 п.л.
  33. Проблемы образования и национальной безопасности России // Политические дилеммы на рубеже веков: (международные и национальные измерения).- М., 1996. - С. 191-198. - 0,65 п.л.
    Перепечатки:
    Школа духовности. -1996.- № 1. - С. 4-7 (под заголовком “Образование и национальная безопасность России. Из доклада на парламентских слушаниях Государственной Думы Федерального собрания России 21 мая 1996 г.”).
    Свободная мысль.- 1996.-№ 11. - С. 75-82 (под заголовком “Образование и национальная безопасность”).
    Alma mater.- 1996.- № 3. - С. 10-19 (под заголовком “Образование и национальная безопасность”).
    Альтернативы.- 1996.-№ 1. - С. 37-42 (под заголовком “О роли образования в обеспечении национальной безопасности России”).
    Магистр.- 1996.- № 5.- май-июнь. - С. 1-5.
    Разумное, доброе, вечное. Общественно-политическая педагогическая газета.-1996.-№ 5.-октябрь.-с. 2 (“под заголовком “Образование и национальная безопасность России”)
  34. Демократизация образования как средство повышения национальной безопасности России // Образование спасет мир. Материалы к международной конференции “Образование - путь демократии”. М.: ОВФО “Супер”, 1996.- № 1.- с. 53-55.- 0,2 п.л.
  35. Реализм невозможного. О главных задачах российского законодательства в области образования // Образование спасет мир. Ч.III. Материалы секции “Роль науки и политики в формировании новых образовательных концепций” международного конгресса "Образование граждан мира”. М.: ОВФО “Супер”, 1996.- № 3.- с. 73-81- 0,4 п.л.
  36. О новой редакции Закона РФ “Об образовании2 // Образование в документах. Информационный бюллетень.-1996.- № 21.- ноябрь.- с. 52-58.- 0,3 п.л.
  37. Из выступления на совещании-семинаре “Проблемы финансирования высшей школы и образования” (Екатеринбург, 29 октября 1996 г.) // Регион - Урал. Информационно-аналитический бюллетень Свердловской областной Ассоциации товаропроизводителей и Профессорского Собрания Свердловской области.-1996.- № 2.- декабрь.- с. 10-11.- 0,04 п.л.
  38. Состояние законодательного обеспечения образования и науки в России // Развитие образования и науки на пороге XXI века. Сборник научных сообщений № 3 (пленарные доклады на Общем годичном собрании МАН ВШ Москве 24 мая 1996 г.). М.: Изд-во МГГУ, 1996.-с.58-71.- 0,5 п.л.
  39. Федеральный Закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” и его роль в законодательном обеспечении высшего профессионального образования // Аналитический вестник / Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Специальный выпуск: Проблемы законодательного обеспечения науки и образования в Российской Федерации - 1996.- № 21.- С. 41-49 (в соавторстве с В.А. Грачевым, Е.В. Бусловым).
  40. Преодоление кризиса образования как фактор модернизации // Альтернативы модернизации российской экономики. Под ред. А. Бузгалина, А. Колганова, П. Шульце. М.: Фонд “Альтернатива”, 1997.- с. 377-399.- 1,3 п.л.
  41. Законодательное обеспечение высшего профессионального образования // Вестник межпарламентской ассамблеи.- № 1 (15).- СПб., 1997.- с.75-79- 0,2 п.л. (в соавторстве с В.А. Грачевым, Е.В. Бусловым).
  42. Обучить духовности нельзя - научиться можно // Школа духовности.- 1997. - № 1.- с.3.- 0,1 п.л.
  43. Наследие Ивана Ефремова и ценностные ориентиры российской национальной доктрины образования. Доклад на I Международном симпозиуме “Иван Ефремов - ученый, мыслитель, писатель. Взгляд в III тысячелетие. Предвидения и прогнозы”. г. Пущино Московской области, 11.10.1997 // Школа духовности.- 1997.- № 2.- с. 21-26.
    Загрузить • 199 Кб • PDF
    Перепечатки:
    Май: Научно-художественный журнал. - 1998. - № 2.- С. 67-71.
    Материалы 1-го Международного симпозиума “Иван Ефремов - ученый, мыслитель, писатель. Взгляд в 3-е тысячелетие. Предвидения и прогнозы”. Часть первая. М.: НЭЦ “ЭОЛ”, 1998.- с.62-74.- 0,5 п.л.
  44. Концепция очередного этапа реформирования образования: позиция парламентского комитета // Университетское управление: практика и анализ. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета.- 1997.- № 3.- с. 3-13.- 1,1 п.л. (в соавторстве с И.И. Мельниковым).
    Перепечатки:
    Alma mater.- 1998.- № 3.- С. 13-17.
    Педагогика.- 1998.- № 7.- С. 3-9 (под заголовком “Реформирование образования в России: позиция Парламентского Комитета”).
    Парламентские слушания “О концепции реформирования системы образования в Российской Федерации” (20 января 1998 г., МГУ). Выступления // Вестник высшей школы.- 1998.- № 1-2.- С. 20-24.
  45. Федеральное законодательство в области образования. Основные элементы системы, задачи момента и границы невозможного // Проблемы развития отечественного и международного законодательства об образовании. III Международная научно-практическая конференция. Материалы заседаний. Часть I. М.: Информационно-издательский центр Академии труда и социальных отношений, 1998.- с. 40-53.- 0,7 п.л.
    Перепечатки:
    Аналитический вестник / Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, 1999.- Вып. 17.- С. 23-28.
    Юридическое образование и наука.- 1999.- № 2.- С.4-10.
  46. Встать на защиту образования!: Доклад О. Смолина на V съезде Союза ректоров высших учебных заведений, Москва, июнь 1998 г. // Alma mater.- 1998.- № 7.- С. 13-16.- 0,4 п.л.
  47. Поиски “национальной идеи” и национальная доктрина образования // Alma mater.- 1998.- № 9.- С. 13-18.
    Перепечатки:
    Стандарты и мониторинг в образовании.- 1998.- № 2.- сентябрь-октябрь.- С.3-9.
    Аналитический вестник / Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.- 1999.- № 12.- С. 12-28 (под заголовком “Поиски “национальной идеи” и российская национальная доктрина образования”).
    Alma mater. Вестник высшей школы.- 1999.- № 7.- С. 3-11 (под заголовком “Размышления над концепцией: [О нац. доктрине образования]”).
    Педагогика.- 1999.- № 7.- С. 3-14.- 1 п.л. (под заголовком “Российская национальная доктрина образования: размышления над концепцией”)
  48. Современный студент: правовой статус и социальные гарантии // Молодежь: на пороге XXI века: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции 28-29 октября. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1998.- с. 75-81.- 0,4 п.л.
  49. Демократический социализм XXI века: надежды и преграды // Альтернативы.- 1998.- № 2.- 0,7 п.л.
  50. Выступление на “Круглом столе” журнала “Педагогика” 10 декабря 1998 г. “Школьная политика государства и воспитание подрастающего поколения” // Педагогика.- 1999.- № 3.- С. 4-8. – 0,4 п.л.
  51. Das Hocshulwesen Rublands: Gesetzgebund, Realitat, Kooperationspotential // Referat auf dem 5. Russisch-Deutschen Seminar uber Hochschhulprobleme. Moskau: Staatsduma der Foderalen Vtrsammlung der Russischen Foderation, Russischer Rektorenverband, 1999 (доклад на 5-ом российско-немецком семинаре по проблемам высшей школы, 28 мая 1999 г.- на немецком языке).- 0,5 п.л.
  52. Выступление на “Круглом столе” “Россия: между Западом и Востоком” // Россия в конце ХХ века: итоги и перспективы модернизации / Под ред. М.И. Воейкова и П. Шульце.- М.: Экономическая демократия, 1999.- С. 43-48.- 0,3 п.л.; С. 267-268.- 0,02 п.л.
  53. Парламентские слушания “Проблемы законодательного регулирования процесса сохранения образовательного пространства в России” (Ростов-на-Дону, 15 мая 1999 г.). Изложение фрагментов выступлений // Alma mater. Вестник высшей школы.- 1999.- № 6.- С. 13-15.- 0,3 п.л.
  54. Об Омской земле - с любовью // Ресурсы Омской области. Специальный выпуск. М.: ВНТИЦ, 1999.- С. 2-3.- 0,1 п.л.
  55. Характеристика проекта Закона о дополнительном образовании // Alma mater. Вестник высшей школы.- 1999.- № 9.- С. 8-10.
    Перепечатка:
    Новые знания. Журнал по проблемам образования взрослых.- 1999.- № 4.- С. 15-18.- 0,5 п.л. (под заголовком “О проекте Закона о дополнительном образовании. Выступление на парламентских слушаниях. 17 сентября 1999 г., г. Омск”)
  56. Революция как катастрофа: (1990-1996 гг.) // Свътъ Отечества. Просветительский альманах.- 1999.- осень.- С. 48-55.- 0,6 п.л.
  57. Итоги работы комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ и национальной доктрины образования в Российской Федерации // Первый съезд работников образования Сибири: Документы и материалы.- Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 1999.- С. 9-15.- 0,4 п.л.
  58. Реформа российского образования в условиях экономического кризиса: конструктивный проект или деструктивный миф? // Reform in der Krise. Bildungsdiskussion und Transformation des Wissenschaftsbereichs in Rubland/der GUS. Bochum, 1999.- С. 13-21. (на немецком языке)- 0,5 п.л.
    Перепечатка:
    Die Reform des russisschen Bildungssystems unter wirtschaftlichen Krisenbedingungen - ein konstruktives Vorhaben oder ein destruktiver Mythos? // Kraftproben: zum russisschen Hochschulwesen und Wissenschaftsbetrieb der neunziger Jahre / Anne Hartmann (Hrsg.).- Bochum: Projekt-Verl., 2000.- С. 59-68. (на немецком языке).- 0,5 п.л.
  59. Чем человек образованнее, тем он полезнее своему Отечеству. Выступление заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке второго созыва, депутата Государственной Думы третьего созыва О.Н. Смолина на пленарном заседании Всероссийского совещания работников образования // Школа духовности.- 2000.- № 1.- С. 47-50.- 0,2 п.л.
  60. Работать вместе или мучиться врозь // Педагогика.- 2000.- № 1.- С. 3-11.- 0,6 п.л.
  61. “Еще закон не отвердел...”. Интервью // Университет и Школа.- 2000.- № 2.- С. 16-18.- 0,3 п.л.
  62. Постиндустриальные тенденции и изменение роли образования в общественном прогрессе // От кризиса к модернизации: экономические и социально-политические проблемы. Часть 2. Под ред. А. Бузгалина, М. Войекова, П. Шульце. М.: Экономическая демократия, 2000.- С. 239-247. – 0,6 п.л.
  63. Работников образования надо приравнять по оплате труда и социальным гарантиям к государственным служащим // Народное образование.- 2000.- № 2.- С.80-82.
  64. Образование воссоздает главный ресурс – человеческий: Размышления над доктриной образования // Народное образование.- 2000.- № 2.- С.259-266.
  65. Политические ориентации и отношение к образованию: программы и реальная позиция фракций и групп в Государственной Думе второго созыва // Вестник Московского университета. Серия 18, Социология и политология.- 2000.- № 1.- С.86-102.- 0,8 п.л. (в соавторстве с Комаровым А.Е.).
    Перепечатка:
    Политические партии, организации, движения в условиях кризисов, конфликтов и трансформации общества: опыт уходящего столетия: Сб. мат. межд. науч.-практ. конф. Ч.2. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000.- С.216-225.
  66. Демократический социализм XXI века: шансы цивилизации и тактика левых в России // Диалог.- 2000.- № 12.- С. 55-61.
  67. Российский социально-политический процесс 1985-2000 годов // Вестник Омского отделения Академии гуманитарных наук.- 2000.- № 5.- С. 106-122.
  68. Выступление “Российская система высшего образования: законодательство, реальность, потенциал сотрудничества” // Политика в области высшего образования в России и Германии. Выступления в рамках Российско-немецкой конференции-выставки. г. Берлин, 2 по 4 мая 1999 г. Бонн, 2000.- С. 47-53.
  69. Проблемы образования в России // Постиндустриальный мир и Россия. Отв. Ред. В.Г. Хорос, В.А. Красильщиков. М.: Изд-во “Эдиториал УРСС”, 2001.- С.540-554. – 1,25 п.л.
  70. Стратегия модернизации российского образования: альтернативы и законодательное обеспечение // Правовые проблемы экономики образования. Материалы V Международной научно-практической конференции, 9-10 октября 2000 г. М.: Академия труда и социальных отношений, 2001.- С. 30-41. – 0,8 п.л.
  71. Россия на рубеже веков и цивилизаций: требуется новый курс // Россия в глобальном мире: ответы на вызов нового века. Всероссийское политическое общественное движение “Союз народовластия и труда”. Материалы “Круглого стола. - 2001.- апрель. – С. 24-28. – 0,6 п.л.
    Перепечатки:
    Русский мир. – 2001.- № 4. – С. 55-61 (под заголовком “Россия на рубеже веков и цивилизаций”).
    Радикальная трансформация российского общества как революционный процесс: политико-ситуационный анализ, периодизация, перспективы // Критический марксизм: Продолжение дискуссий / Под ред. А. Бузгалина и А. Колганова. М.: Слово, 2001.- С. 240-321. – 4 п.л.
  72. Совершенствование законодательства Российской Федерации по вопросам обеспечения права инвалидов на образование // Равные возможности для инвалидов: проблемы и государственная стратегия. Мат. Всерос. конф., 3-4 октября 2000 г., г. Москва. М.: Изд-во “Сопричастность”, 2001.- С.143-149. – 0,36 п.л.
  73. Распад СССР как геополитическая катастрофа: причины, прогнозы, перспективы // Распад СССР: 10 лет спустя. Доклады и выступления научной конференции 21-24 июня 2001 г. Т. 1. М.: ООО Издательский дом РИГ-ИЗДАТ, 2001. - С. 22-30. – 1,14 п.л.
    Загрузить • 278 Кб • PDF
  74. Ключевые проблемы образования: позиция НПСР // Искра. – 2002.- № 1. – С. 116-118.
  75. Угроза демографической катастрофы в России: требуется новая информационная политика. Доклад на пленарном заседании Европейской конференции ВОЗ на уровне министров “Молодежь и алкоголь”. Стокгольм, 20 февраля 2001 г. // Культура здоровой жизни. - 2002.- № 1.- С. 68-70. – 0,46 п.л.
    Загрузить • 152 Кб • PDF
  76. Две стратегии модернизации образования в России // Рабочие и интеллектуалы: потенциал в деле модернизации России. Под ред. А.В. Бузгалина. М.: Слово, 2002.- С. 147-180.
  77. Законодательное регулирование экономики образования как идеологическая проблема // Право и образование. - 2002.- № 3.- С. 46-56.
    Перепечатка:
    Философия образования. – 2002. - № 5. – С. 3 – 9. – 0,8 п.л.
  78. Цена депутатской любви к образованию: рейтинг фракций в третьей Госдуме // Образование в документах. Межведомственный информационный бюллетень. - 2002.- № 18. – С. 16-23 (в соавторстве с И.И. Мельниковым). – 0,45 п.л.
    Перепечатки:
    Педагогический вестник. - 2002.- № 5.- сентябрь. - С. 4 (под заголовком “Цена депутатской любви”).
    Учительская газета. - 2002.- 24 сентября. - С. 6 (под заголовком “Все наоборот. Цена депутатской любви к образованию”).
    Альтернативы. - 2002.- № 3.- С. 197-209 (под заголовком “Рейтинг поддержки образования в Третьей Государственной Думе: (промежуточные итоги)”).
    Русский мир.- № 6.- С. 10-18 (под заголовком “Чего стоит депутатская любовь к образованию? (Рейтинг фракций и групп Государственной Думы третьего созыва)”).
  79. Все начинается с учебников // Российская Федерация сегодня. - 2002.- № 4.- С.2-3.- 0,2 п.л.
  80. Приоритеты образования: взгляд законодателя // Высшее образование в России. - № 5 – 2002. – С. 34 – 45. – 0,8 п.л.
  81. Право на образование инвалидов: попытка законодательной защиты // Дети-инвалиды: защита прав и интересов. Приложение к журналу “Школьный вестник”. – 2002. – С. 34 – 47. – 0,47 п.л.
  82. Модернизация образования: борьба тенденций и некоторые нормативно-правовые аспекты // Омский научный вестник.- 2002.- сентябрь.- № 20.- С. 57-59. – 0,4 п.л.
  83. “Я другой такой страны не знаю” // Платное образование. – 2003. – март. - № 3 (5). – С. 22-27. – 0,4 п.л.
  84. Курс на нищего учителя? // Российская федерация сегодня. – 2003. - № 6. – С. 25.
  85. Рейтинг поддержки образования в третьей Государственной Думе: промежуточные итоги
    // Философия образования. – 2003. - № 6. – С. 18-24 (в соавторстве с А. Комаровым). – 0,7 п.л.
    Загрузить • 317 Кб • PDF
    Перепечатка:
    Социс.- 2003.- № 4 (под заголовком “Стратегии образования: различия позиций депутатских объединений ГД”).
  86. Политика в области образования и образовательная политика // Народное образование. – 2003.- № 5.- С. 25-29. – 0,4 п.л.
  87. Из выступления. Парламентские слушания: реформирование системы оплаты труда работников образования // Народное образование. – 2003.- № 5.- С. 13-15. – 0,18 п.л.
  88. Российская национальная идея и государственная доктрина образования // Профессиональная, правовая и духовная культура в подготовке специалиста и формировании личности: Сб. матер. межрег. науч.-практ. конф. Омск: Изд-во “Прогресс” Омского института предпринимательства и права, 2003.- С. 8-13. – 0,65 п.л.
  89. Концепция демократического социализма в России: перспективы и тактика левых сил // Социал-демократия: революция и эволюция (Мат. межд. конф.). Омск: ОмГТУ, 2003.- С. 163-170. – 0,5 п.л.
  90. Приоритеты образовательной политики: статус педагога, чистота эксперимента, здоровый консерватизм реформ. Выступление на VII съезде Союза ректоров России // Философия образования.- 2003.- № 7.- С. 92-99. – 0,6 п.л.
    Загрузить • 227 Кб • PDF
  91. Здоровье человека в больном обществе. Выступление на парламентских слушаниях “О здоровье работающего населения Российской Федерации” 15 апреля 2002 г. // Культура здоровой жизни. - 2003.- № 2-3.- С. 67-70.
  92. Дополнительное образование: значение и место в системе российского образовательного законодательства // Современные технологии в музыкальном образовании. Матер. Второй межд. науч.-практ. конф. Омск, 2003.- С. 4-15. – 0,65 п.л.
    Загрузить • 240 Кб • PDF
    Перепечатки:
    Регулирование дополнительного образования в системе российского законодательства // Новые знания. – 2002. - № 4. – С. 1–6. – 0,65 п.л.
    Вестник образования. – 2003. – март. - № 6. – С. 5-8 (под заголовком “Законопроект “О дополнительном образовании””).
  93. Долгосрочные ориентиры российского образования // Человек. - 2003.- № 5.- С. 42-52.
  94. Реформа зарплаты: если образование – приоритет, почему учитель станет беднее? // Философия образования. - 2003.- № 8.- С. 71-77.
  95. Воспитание в контексте федеральной образовательной политики: некоторые идеологические и нормативно-правовые аспекты // Народное образование. - 2003.- № 2.- С. 25-33.
    Загрузить • 241 Кб • PDF
  96. Тенденции и противоречия образовательной политики // Народное образование. - 2003.- № 6.- С. 7-16.
  97. Законодательство о дистанционных образовательных технологиях: перспективы и новые проблемы // Информационные и коммуникационные технологии в образовании – 2003: Матер. Межд. конф. / Под общ. ред. В.Д. Шадрикова. М.: Изд-во СГУ, 2003.- С. 15-22.
  98. Там русский дух? “Национальная идея” и российская образовательная политика // Складчина-4. Сборник. Омск: ООО “Издательский дом “Наука”, 2004.- С. 443-457.
    Загрузить • 250 Кб • PDF
    Перепечатка:
    Русскiй мiръ.- 2004.- январь-февраль-март.- С. 19-32 (под заголовком “Национальная идея и российская образовательная политика”).
  99. Единый государственный экзамен: панацея или погибель? // Народное образование. – 2004.- № 1.- С. 13-16.
    Загрузить • 165 Кб • PDF
  100. Финансирование образования: уровень и механизмы // Народное образование. – 2004.- № 2.- С. 9-15.
    Загрузить • 207 Кб • PDF
  101. Закон о школьном стандарте: есть повести печальнее на свете…// Народное образование. – 2004. – май. - № 4. – С. 11-17.
    Загрузить • 231 Кб • PDF
  102. Образовательное законодательство: очередная реформа или разгром // Народное образование. – 2004. – август. - № 7. – С. 7-13.
  103. Почему возможности не равны? Правовые проблемы реализации права инвалидов на образование в современной России // Коррекционная педагогика. – 2004.- № 2 (4). - С. 5-8; 2004. - № 3 (5). – С. 5-14 (в соавторстве с О.Е. Горькавой).
    Загрузить (часть 1) • 222 Кб • PDF
    Загрузить (часть 2) • 289 Кб • PDF
  104. Образовательная политика на переломе // Новые знания. – 2004. - № 3. – С. 2-7.
    Загрузить • 183 Кб • PDF
  105. Контрреформа образования: итоги летних законодательных баталий. (Закон о льготных выплатах принят. Что он сулит образованию?) // Народное образование. – 2004. - № 9. – С. 7-11.
    Загрузить • 138 Кб • PDF
  106. Образовательная политика в Западной Европе и постсоветской России: конвергенция или дивергенция? // DAMU – Hefte “Lomonossow”// 2004. - № 1. – С. 40-45.
  107. Право инвалидов на образование: проблемы нормативно-правового регулирования // Проблемы правовой и социальной защиты в системе профессиональной и социальной реабилитации незрячих детей и молодежи. Книга 1. Сб. ст. Москва. – Флинта – Наука, 2004.
  108. Когда политик честен и искренен. Интервью Я.С. Турбовского в рубрике «Философия образования» // Образование и общество. – 2005. - № 1. – январь-февраль. – С. 69-74.
  109. Образовательная политика: гражданская позиция. Интервью Я.С. Турбовского с О.Н. Смолиным // Педагогика. – 2005. - № 4. – С. 45-52.
  110. Еще раз к вопросу о приоритетах и перспективах отечественного образования // Образование в документах. – 2005. - № 10. – С. 4-19.
  111. Образование – для всех // Народное образование. – 2005. - № 5. – С. 9-19.
  112. Право на образование – одно из основных прав человека // Обучение в России. – 2005. - № 6. – июнь. – С. 26-27.
  113. Российское образовательное законодательство в федеральном и региональном измерении // Проблемы правового регулирования в современном обществе (материалы международной научно-практической конференции 25 мая 2005 г.). – 2005. – С. 3-8.
  114. Проблемы и перспективы развития законодательства о дистанционных образовательных технологиях // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2005. - № 4. – июль-август. – С. 20-23.
  115. Труд творческий, идущий рядом с образованием, необходим для воспроизводства человека как личности // Народное образование. – 2005. - № 6. – С. 30-32.
  116. Управление учреждением образования в контексте образовательной политики // Законодательное обеспечение управления образовательными учреждениями (организациями). Мат. науч.-практ. конф. М.: Классик Стиль, 2005. С. 22-32.
    Загрузить • 216 Кб • PDF
  117. Июньские новеллы образовательной политики // Народное образование. – 2005. - № 7. – С. 7-14.
  118. «Левый поворот» или движение направо? // Народное образование. – 2005. - № 10. – С. 9-19.
    Загрузить • 488 Кб • PDF
  119. Радикальная трансформация общества в СССР и России: проблема периодизации // Вопросы истории. – 2005. - № 12. – С. 39-47.
    Загрузить • 424 Кб • PDF
  120. Социальная политика на переломе: перспективы законодательства // Социальная политика и профсоюзное движение: история и современность. М., 2005. – С. 3-20.
    Загрузить • 327 Кб • PDF
  121. Российские вузы и Болонский процесс: взгляд парламентария. Доклад на конференции, посвящённой 250-летию МГУ и проводимой в рамках цикла Lomonossow-Vorlesungen (Ломоносовские чтения в Берлине) // Тетради Даму ( DAMU - Hefte ). – 2005. - № 3. – С. 49-53.
    Загрузить • 172 Кб • PDF
  122. Социально-философские основания стратегии модернизации России: роль образования и науки // Философские науки. – 2006. - № 1. – с. 5-27 (продолжение следует).
    Загрузить • 638 Кб • PDF
  123. Власть и образование // Мир образования – образование в мире. – 2006. - № 1. – С. 3-23.
  124. Образовательная политика: «левый поворот» или сигнал поворота // Образование в документах. – 2006. - № 3-4. – С. 4-11 и 7-16.
  125. Дети как жертва «второй русской революции»: ситуация и пути выхода. «Круглый стол», организованный журналом «Культура здоровой жизни» в УРАО (24.01.2006) // Вестник университета Российской Академии Образования. – 2006. - № 1. – С. 15-18. // Народное образование. – 2006. - № 5. – С. 25-26.
  126. Выступление О. Смолина на «Круглом столе» «Культура как глобальный ресурс оздоровления мира», организованном журналом «Культура здоровой жизни». 23 марта 2006 г. Московский дом национальностей // Культура здоровой жизни. – 2006. - № 2. – 2-14.
    Загрузить • 125 Кб • PDF
  127. На поток и разграбление. Выступление на пресс-конференции, посвященной принятию закона «Об автономных учреждениях». Госдума. 9 июня 2006 г. // Дума. – 2006. - № 2. – С. 1-3.
  128. Парламентаризм в досоветскую и постсоветскую эпохи: анализ и уроки. Доклад на межвузовской научно-практической конференции «100-летие российского парламентаризма: теория и практика». // Омский научный вестник. - 2006. - № 3. - С. 5-9.
    Загрузить • 112 Кб • PDF
  129. Образовательный Госсовет: война за наследство. Из выступления на Конгрессе Российского образовательного сообщества 22 апреля 2006 года. // Народное образование. - 2006. - № 6. - С. 11.
    Загрузить • 65 Кб • PDF
  130. Законопроект об усечённой автономии. // Народное образование. - 2006. - № 7. - С. 10-15.
    Загрузить • 129 Кб • PDF
  131. Осенний марафон: новые старые ветры в образовательной политике // Народное образование. – 2006. - № 10. – С. 9-15.
    Загрузить • 333 Кб • PDF
  132. Российская образовательная и научно-инновационная политика в философско-экономическом измерении // Культура здоровой жизни. – 2007. – Спецвыпуск. – С. 4-16.
    Загрузить • 282 Кб • PDF
  133. Единый экзамен станет обязательным. Интервью // Директор школы. – 2007. – Май. - № 4. – С. 4-7.
  134. Состояние, тенденции и перспективы отечественного образования // Философские науки. – 2007. - № 5. – С. 42-51.
  135. Интеллигенция на «голодном пайке»: в 2005-2007 гг. реальная зарплата в бюджетной сфере почти не выросла // Народное образование. – 2007. - № 5. – С. 20-23.
  136. «Мёд» и «дёготь» в образовательной политике // Народное образование. – 2007. - № 7. - С. 18-28.
  137. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: процедура законодательного обеспечения // Дефектология. – 2007. – № 5. – С. 77-85.
    Загрузить • 256 Кб • PDF
  138. Левые и правые политико-образовательные тенденции в контексте приоритетного национального проекта «Образование» // Кадровое обеспечение региональной экономики и управления: правовое поле, проблемы и перспективы: материалы второй международной научно-практической конференции. – Омск: СИБИТ, 2007. – С. 12-35.
    Загрузить • 283 Кб • PDF
  139. Новейшая революция в России и перспективы социализма XXI века. // Свободная мысль. - 2007. - №№ 10-11.
    Загрузить • 506 Кб • PDF
  140. Школа в социокультурном пространстве села Новосибирской области: история и современность. // Сборник статей. Новосибирск: изд. НГПУ, 2007. – С. 86-90.
  141. Четвёртая Дума: последняя сессия. // Народное образование. «Новые законы прошедшего года». – 2008. - № 1. - С. 20-24.
  142. «Образовательная» Дума: попытка прогноза. // Народное образование. – 2008. – № 4. – С. 11-16.
  143. Спасёт ли российскую школу «новый учитель»? // Свободная мысль. – 2008. – № 5. – С. 45-56.
  144. Закон о ЕГЭ: «поле чудес» в «стране дураков»? // Знание – сила. – 2008. – № 8. – С. 81-86.
  145. Россия-2020: приказано дожить? // Администратор образования. – 2008. – № 11. – С. 4-6.
  146. Российское образование в 2020-м: программа для долгожителей? // Народное образование. – 2008. – № 6. – С. 11-18.
  147. Образовательная политика в 2009 году: перспективы старшеклассников и студентов // ВЛКСМ – молодёжное братство: докл. Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 ч. – Омск: ИЦ «Омский научный вестник», 2008. – Ч. 1. – С. 8-18.
  148. Образовательная политика и человеческий потенциал России: декларации и реальность // Россия: путь к социальному государству / Материалы Всероссийской научной конференции. – М.: Научный эксперт, 2008. – С. 53-60.
  149. Образовательная политика в 2009 году: «попятный триатлон»? // Ректор вуза. – 2008. – № 11 – С. 12-18.
  150. Статус педагога: социально-правовые и политико-идеологические аспекты // Тенденции развития образования: придут ли новые учителя в школу? Материалы V Межд. науч.-практ. конф. М.: Логос, 2008. – С. 58-67.
  151. Культура и здоровье как основа профессионального образования // Культура здоровой жизни. – 2008. – № 1. – С. 8-10.
  152. «Застой» как общественное явление: три источника, три противоречия и четыре составных части. // СССР. «Застой». Материалы конференции 5-6 ноября 2008 г. Под общей редакцией Р. Крумма и Л. Булавки. М.: Культурная революция. – 2009. – С. 37-56.
  153. Россия-2020: инновационная экономика при элитарном образовании? // Берегиня-777-Сова. – 2009. – № 1. – С. 136-147.
  154. Образование: кризис политики или политика кризиса? // Ректор вуза. – 2009. – № 4. – С. 18-25.
  155. Подушевое финансирование или подушная подать? // Вести образования. – 2009. – 15-30 апреля. – № 8. – С. 3.
  156. ЕГЭ: системная ошибка или ошибочная система? // Администратор образования. – 2009. – № 7 – С. 10-12.
  157. Государственное управление образованием в эпоху кризиса: модели и программы // Вопросы межкультурной коммуникации в лингвистике, международном менеджменте и туризме: материалы II Международной научно-практической конференции 30 апреля 2009 г. – Омск, Издательство «Ин.яз. – Омск», 2009. – С. 9-12.
  158. Новая система… труда без зарплаты // Администратор образования. – 2009. – Июль. – № 14 (363). – С. 3-6.
  159. Российское образование: помогут ли АКМ? // Свободная мысль. – 2009. – № 6 (1601). – С. 19-34.
  160. Болонский процесс и российское законодательство // Болонский процесс и национальная образовательная политика. М.: Культурная революция, 2009. – С. 13-23.
  161. Российская концепция модернизации образования в контексте европейского опыта // Болонский процесс и национальная образовательная политика. М.: Культурная революция, 2009. – С. 213-231 (в соавторстве с О.Е. Горькавой).
  162. АУ, БУ и КУ: бюджетная сфера «выпадет в аут»? // Ректор вуза. – 2010. – № 9. – С. 14-25.
  163. Высшее образование в проекте интегрированного закона: «слабые» умрут – «сильные» останутся? // Ректор вуза. – 2010. – № 12. – С. 10-17.
  164. Образование – фундамент культуры // Свободная мысль. – 2012. – № 1/2. – С. 7-23.
  165. Религиозное просвещение? // Свободная мысль. – 2012. – № 11/12. – С. 7-18.
  166. Конвенция ООН «О правах инвалидов»: риски и надежды // Сборник по итогам работы круглого стола «Конвенция ООН о правах инвалидов и российское законодательство: что делать?». – 2012.
  167. Образование и просвещение: «Русь, куда ж несешься ты»? // Философские науки. – 2013. – № 11. – С. 5-26.
  168. Высшее образование накануне потрясений: заочный диалог с министром // Ректор вуза. – 2013. – № 10.
  169. Вырастит ли Курсера человеческий капитал для России? // Народное образование. – 2014. – № 6. – С. 9-15.
  170. Образование Победы и победа образования // Народное образование. – 2015. – № 5.